Индия готова отказаться от военно-технических проектов с Москвой на сумму более $ 12 млрд. В частности, от программы FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) — создания на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Причина такого решения Нью-Дели — угроза санкций со стороны США. Об этом 15 мая сообщила газета Times of India.

Что стоит за публикацией в Times of India, откажется ли Нью-Дели от сотрудничества с Москвой?

Индия — наш стратегический партнер со времен СССР, в том числе, в военно-технической сфере. Но после развала Союза мы утратили международные позиции, затянули выполнение ряда контрактов, а некоторые вообще не выполнили. Только в конце 1990-х мы активизировали сотрудничество с Индией.

Большую роль в этом сыграл Абдул Калам — президент Индии с 2002 по 2007 годы, убежденный сторонник дружбы с Россией. Индию, замечу, уже тогда интересовала не просто закупка вооружений, но и их совместная с Россией разработка и производство.

В этом моменте между российскими структурами возникли разногласия. Минобороны России соглашалось с тем, что ряд вооружений, в том числе истребитель пятого поколения, мы должны создавать с индийцами совместно. Но «Росвооружение» и ряд членов правительства придерживались другой позиции: пусть индусы берут то вооружение, что имеется в наличии, а мы когда-нибудь учтем их пожелания.

Из-за этого, я считаю, прорыва в военно-техническом сотрудничестве с Индией не получилось. Вдобавок большой ущерб нашим отношениям нанес экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков, когда он возглавлял от лица России межправительственную комиссию по вопросам военно-технического сотрудничества с Индией.

Да, в последние годы отношения с Нью-Дели понемногу наладились, но и конкуренты у нас появились очень сильные: США, Франция и Израиль основательно влезли на индийский рынок вооружений.

Что в нынешней ситуации делать России?

Плотно с индусами работать. Надо понимать: Индия не особенно зависит от США, и не раз это демонстрировала. Скажем, когда в 2015 году Барак Обама посетил Нью-Дели по случаю важнейшего индийского праздника — Дня республики — американцы очень настаивали, чтобы во время парада в небе не было самолетов российского производства. Тем не менее, Су-27 ровным строем прошли над головой Обамы, и эту пилюлю Вашингтону пришлось проглотить.

Так что с Индией, повторюсь, нужно работать. И не только продавливать российскую военную продукцию, но и вовлекать индусов в совместные проекты и производства. Плюс, делиться технологиями. Другими словами, нужно предоставить такие услуги, от которых индусам будет трудно отказаться.

Кроме того, не следует забывать, что Индия является членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС. В обе организации она вошла при поддержке России, а значит, Нью-Дели можно вовлекать в геополитические проекты.

В то же время важно не повторять ошибок, за которые нас сегодня бьют. Напомню, обвинения Москвы в затягивании сроков и повышении цен относятся к истории поставки Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Переговоры о его продаже начались в 1994 году. Первоначально корабль должны были сдать индусам еще в 2008-м, но сдали только в 2013-м — он вошел в состав ВМФ Индии под названием «Викрамадитья».

Нужно заверить индусов, что подобная история не повторится. В конце концов, именно контракты с индусами спасли российскую танковую промышленность — «Армата», я считаю, во многом существует благодаря индийскому заказу. Индусы же спасли «Калибр», заказывая себе подобные вооружения, и наши авиационные предприятия. За это их можно только благодарить.

Почему нам геополитически важна Индия?

Индия, я считаю, наш главный геополитический союзник в XXI веке — это нужно четко понимать. У нас близкое мировоззрение, плюс общая история, которая наши страны тесно связывает.

Индусы до сих пор помнят: если бы Советский Союз не поддерживал Индию, если бы не поставлял за индийские рупии (в те времена — совсем не мировую валюту) зерно и технологическое оборудование, если бы не строил индустриальные объекты вроде Бхилайского металлургического завода, — Индия вряд ли бы состоялась как самостоятельная держава.

Сегодня этот позитив нужно наращивать и развивать.

ИсточникСвободная пресса
Леонид Ивашов
Ивашов Леонид Григорьевич (р. 1943) – российский военный, общественный и политический деятель. Генерал-полковник. В 1996 – 2001 гг. начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны. Доктор исторических наук, профессор. Президент Академии геополитических проблем. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...