«Бессмертный полк» — глубинный ритуал восстановления прямой связи между миром живых и миром мертвых, предков. Мертвые герои возвращаются и идут вместе с потомками. Дети идут тут же, обозначая горизонт народной вечности.

Бессмертный полк – это не просто нововведение или попытка замены секулярным шествием религиозных ритуалов, это не дополнение к государственному празднику Параду Победу. Это нечто более глубокое.

Даже в современности могут проявляться глубинные смыслы нашей культуры. Обычно в мае на Руси поминали Навий день, день мертвых, включающий в себя ритуальную часть. Были и дохристианские обряды, связанные с поминовением предков, которые живы до сих пор – в своих потомках, и сами по себе (в раю или аду). В любом случае, предки есть, душа бессмертна, и после смерти человек никуда не исчезает и переходит в иное состояние, связанное с потоком крови, родом, передачей тонких свойств через семью и потомков.

Это по-настоящему народное явление, которое возрождает глубинные аспекты нашей русской народной сакральности. И хотя государство взяло это под контроль, оно не испортило ритуал.

Дело не только в победе – да, мы потеряли своих предков, мы помним о них. Здесь есть еще что-то.  Великая Отечественная война — это война войн, память о которой еще свежа — в ней запечатлены все русские воины, и в ее погибших мы чествуем всех героев, отдавших жизни за наш народ, за нашу культуру, за нашу державу. В этот день почитаются все русские мертвые.

Это некое живое прошлое, которое не умерло в прямом смысле. Память Бессмертного Полка – некое живое напоминание о бессмертии, в прямом смысле – а не как об абстрактной метафизической идее, а с чем мы имеем дело в обычной жизни. Мертвые возвращаются, мертвые живут, мертвые растворены в нашей крови. Они подают голос. Это непрошедшее прошлое. Бытие не исчезает.

В этом и есть смысл бессмертия – в конкретном присутствии мертвых рядом с нами, в нас и, самое главное, в будущем.

Многие выходят на шествие семьями, вместе с детьми и несут символы погибших предков. Это значит, что мы продолжаем бытие народа – в будущее, которое обеспечено бытием предков и нас самих как посредников в этом цикле бесконечного Русского Бессмертия.

То, что я видел в Бессмертном Полку – это Народ. Это совершенно новое явление – это не население, это не граждане, не чиновники и не служащие. Народ именно таков – он немыслим без мертвых. Это его интегральная, лучшая часть. Он немыслим без потомков. Это то, куда бросает взгляд народ – ради чего гибнут люди, ради чего мертвые мертвы? Они мертвы, чтобы их потомки родились, и не просто родились, а родились русскими, с памятью, и продолжали нашу миссию.

Народ никогда не состоит только из существующих – это всегда мертвые и еще не рожденные. Ручейки крови каждой русской семьи, евразийской семьи, не различались в этом течении единого исторического потока Бессмертного Полка. Это был сплачивающее, народообразующее шествие, некий обряд, когда мертвые показывали, насколько все мелко и ничтожно перед лицом их величия, и как шествие способно объединить ручейки крови в единую реку, впадающую в океан русского величия.

Я думаю, это дает фундаментальную духовную надежду. В Бессмертном Полку оживает наш народ. Народ и Россия – выше жизни.

То пробуждение, которое видим хотя бы раз в году, должно стать точкой нашего возрождения.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...