Не стану говорить о триумфальном открытии чемпионата мира по футболу, о блестящей победе нашей сборной над саудитами. Не стану говорить о прекрасном дизайне, который сопровождал открытие чемпионата. Не стану ликовать по поводу того, что врагам России не удалось сорвать чемпионат и превратить Россию в чёрную дыру, устроить бойкот государства Российского. Пусть другие художники, репортёры, бытописатели расскажут о ликующей Москве, о весёлом Вавилоне, в который превратились московские улицы. О толпах подгулявших болельщиков, которые при встрече не кидались друг на друга с кулаками, а братались, обнимались, превращая Москву в город любви и братства. Не мне описывать тонкости футбольной игры, соперничество команд, неуловимую новизну, которая усложнила и украсила тактику футбола, выдвинула в первые ряды новых игроков, блистательных футбольных звёзд. Пусть другие оценят коммерческую составляющую этого действа, доходы пивных магнатов, прибыли рекламных агентств. Пусть оценят политический эффект, который был виден уже на первом матче, где присутствовал Путин, и его лицо было по-настоящему счастливым. Всё это сделают за меня футбольные гурманы, скептические политологи, многомудрые политтехнологи.

Хочу поделиться тем эмоциональным взрывом, который я испытал при первом ударе мяча. И моя эмоция была крохотной частью тех громадных эмоций, которые охватили тысячи, сотни тысяч, миллионы и миллиарды людей, наблюдавших футбол с трибун или по глобальным телевизионным сетям и интернету. Я чувствовал, как с первой секунды стал накаляться воздух, он сгущался, возносился ввысь, под кровлю крытого стадиона. Как началась огнедышащая реакция, таинственная химия, в которую каждый игрок, каждый зритель, каждый тренер и каждый арбитр впрыскивали свой огонь, и крытый стадион в Лужниках превратился в бурлящий котёл, из которого пар не вылетал, а собирался в таинственные сгустки. Их улавливали, складировали на неведомых кладовых. Деревянные ложки, которые раздали русским болельщикам, трещали без умолку, из них сыпались искры. Соломенные шляпы на головах мексиканцев поднимались, потому что под ними волосы вставали дыбом. Мяч, летящий к воротам, оставлял в воздухе светящуюся борозду, которая не гасла и после того, как мяч оказывался на другой половине поля.

Когда закончился матч, и толпы болельщиков, распевая песни, размахивая флагами, знамёнами, шарфами, двинулись со стадиона в центр Москвы, чтобы там продолжить ночную гульбу, когда район Лужников опустел, стадион всё ещё продолжал гудеть. В нём гуляли потоки загадочной могучей энергии, собранной во время матча. Это энергия неистовых эмоций, энергия психических взрывов, это психическая энергия, которая ещё плохо изучена, и ей не найдено места в иерархии других энергий: статической или кинетической, гравитационной или магнитной, электрической, тепловой или ядерной.

Психическая энергия есть энергия исторического процесса. Мировая история есть процесс накопления и расходования психической энергии. Эта энергия реализовывалась в великих переселениях, в победах, в строительстве пирамид и дворцов, в создании и распаде империй. Этими энергиями знаменуются эпохи великого художественного творчества и эпохи мрачной чёрной мизантропии.

К началу футбольного чемпионата в России было построено одиннадцать стадионов — одиннадцать грандиозных реакторов, которые разместились в различных местах России. Эти стадионы стали не просто аренами, не просто великолепными зрелищными центрами, не просто местом, где собрались тысячи людей, которым уютно, весело и безопасно. Это нечто большее. Я выскажу предположение, что к созданию этих стадионов-реакторов имели отношение не только архитекторы, спортивные теоретики, офицеры безопасности и видные политики. К созданию этих сооружений были причастны закрытые научные центры, засекреченные коллективы учёных, основатели новых отраслей знаний, основоположники новой — психической — энергетики, которая начинает соперничать с энергетикой углеводородной и ядерной.

Мы ничего не слышали об этих закрытых научных центрах. Обсасывали дурные политические новости, скабрёзные сенсации, судебные разбирательства, протестные митинги и демонстрации, курьёзные выходки художников. Эта сорная информация заслонила от нас грандиозное открытие нашего времени. Чемпионат мира по футболу приоткрыл завесу над этой тайной и позволяет по-новому взглянуть на историю человечества.

Возможно, первым реактором, построенным людьми, которые стремились схватить, скопить эту психическую энергию и направить её в развитие, этим первым реактором была Вавилонская башня. Её изображение на картине Брейгеля, её воспроизведение в башне Татлина даёт понять, что это была грандиозная, устремлённая ввысь спираль, подобная фазотрону или коллайдеру. Этот великолепный реактор, к сожалению, был неверно рассчитан, он взорвался при запуске и опалил огнём всю Северную Африку, превратив её в пустыню Сахара.

Древний Рим был страной, которая научилась добывать эту психическую энергию. Если вы окажетесь возле римского Колизея и станете обходить его, вы почувствуете, что эти развалины — остатки реактора: системы охлаждения с потаёнными трубами, протоками, по которым двигалась раскалённая магма, с каменными мешками, где она скапливалась. Добытая в Колизее энергия питала римские легионы, которые вели войну с галлами, сражались на севере Европы с кельтами и бриттами. Эта энергия питала великих римских юристов, создавших римское право, питала римских ваятелей и поэтов. Вся история Рима — это история Колизея, добывавшего для Рима эту великую энергию.

Освальд Шпенглер, мрачный германский философ, написавший книгу о закате Европы, сетовал на то, что европейская цивилизация тонет в сумерках, что вместо утончённых философских построений, изысканной великой литературы европейцы увлеклись стадионами, ристалищами, огромными зрелищами и экспозициями, собиравшими миллионы людей. И он считал это признаком деградации и упадка. Но он ошибался. Он не понял, что эта увлечённость европейского человечества грандиозными представлениями есть накопление психической энергии, которая потом проявилась в двух мировых войнах, в войнах, где эта энергия привела к поражению одних и к великой Победе других, привела к созданию нового мира.

Советский спорт никогда не был просто развлечением. Он всегда был формой мобилизации, был грандиозной сталинской фабрикой по производству энергии. Перед началом войны Сталиным были возведены два энергетических гиганта: это Пушкин, ставший в 1937 году самым популярным советским поэтом, разбудившим в народе громадные энергии творчества. И спорт, которым занимались в каждом гарнизоне, на каждой пограничной заставе, в каждом университете, в каждой деревне, в каждом московском дворе.

«Эй, вратарь, готовься к бою, —

Часовым ты поставлен у ворот!

Ты представь, что за тобою

Полоса пограничная идёт!»

Так в этой популярной песне открывался смысл сталинского спорта. Это свидетельствовало о том, что в сталинской цивилизации помимо Келдыша, Курчатова, Королёва был ещё один великий открыватель, создатель энергетики Победы. Этим открывателем был сам Иосиф Сталин.

Сочинская олимпиада, с её великолепием, с грандиозными финансовыми затратами, — вызывала нарекания. Находились печальные жалобщики и глумливые скептики, утверждавшие, что лучше бы эти деньги потратить на помощь пенсионерам. Сочинская олимпиада, спортивные сооружения в Сочи были грандиозным реактором, скопившим колоссальные психические энергии. Сразу по завершении эта энергия привела к возвращению Крыма. Крымское чудо есть прямое следствие сочинской олимпиады. Она вдохнула новые силы в одряхлевшие сосуды русской жизни.

Где находятся эти секретные центры, которые создают реакторы нового типа? В Курчатовском институте, или в Даниловом монастыре, или в Сарове? Попробуем отнестись к этим суждениям серьёзно, отставив кружку пива, отложив калькулятор, считающий семейный бюджет. Выключим радиоприёмник, в котором звучат глумливые голоса либералов, или телевизионные каналы, где хохочут над умирающим полубезумным актёром.

Завершится чемпионат мира по футболу, отгрохочут репортажи, отсверкают наградные кубки, разъедутся команды, удовлетворённые болельщики и фанаты разбредутся по своим мировым углам. И в одну из ночей, когда честной люд спит, вдруг тихо загудит земля, озарится ночное небо, одиннадцать летающих тарелок — грандиозных космических кораблей с запасом колоссальных энергий —оторвутся от земли и всей великолепной эскадрильей взмоют в космос. Опустятся на Луну, образуют грандиозное лунное поселение, где каждая чаша, каждый купол будет соединён с соседним. В этом лунном поселении будут обсерватории, навигационные станции, заводы по переработке лунного грунта, будут оранжереи с лунными лесами, в которых будут бродить лунные олени и медведи, летать лунные райские птицы. Там начнут свою работу уникальные учёные, бесподобные художники. Сложится великолепное гармоничное общество, в котором не будет праздных, унылых, злых, ненавидящих, а только те, кто соединён друг с другом любовью, братством. Они будут лучшими людьми, кого Земля отправит для служения мирозданию. Там они будут спасать погибшие звёзды, латать чёрные дыры, нести во Вселенную великую русскую мечту.

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...