Тема новых санкций против России стала актуальной — ее уже два дня обсуждают, одни с некоторой опаской, другие — со злорадством. Некоторые, впрочем, приводят вполне рациональный довод о том, что такие действия (запрет российским банкам проводить операции с долларом) могут дорого стоить и самим США. Поскольку ставит под угрозу всю мировую финансовую систему. Вон, Евросоюз уже против санкций для Ирана бунтует. И вот здесь нужно подробно объяснить всю сложившуюся коллизию.

Вопрос идет о Власти. Элита «Западного» глобального проекта находится в тяжелом положении: да, она много десятилетий доминировала в мире (а на Западе так еще дольше, чем во всем мире), да, у нее колоссальные ресурсы, да, она очень много может! Но! Она пришла к власти и поддерживала ее в рамках некоторого (частично явного, а частично неявного) договора, который всегда заключает любая империя со своими составными частями (собственно, само слово «империя» предполагает, что внутренняя ее структура не монолитна). И договор этот, в нашем случае, очень простой: вы отдаете нам контроль над вашими финансами, а мы в ответ на это даем вам дополнительные доходы и экономический рост.

Кто-то скажет, а зачем? Зачем отдавать дяде бо́льшую часть доходов, которые вы же генерите? В ответ на это я напомню историю известного боксерского промоутера Дона Кинга. На него все время жаловались: он и обирает своих клиентов, и заставляет их подписывать кабальные договора, и ведет себя омерзительно и так далее. Но — практически все хотели иметь с ним дело! Поскольку, условно, 10% от 80 миллионов долларов существенно больше, чем 50% от 5-8.

Вот так и тут. Появляется бесконечный источник дешевых инвестиций, появляются поток покупателей, растет капитализация активов (подчас — в сотни и тысячи раз), под которые можно брать кредиты (и не возвращать, поскольку можно отдать сами активы)… Для властных структур (которые так или иначе, контролируют и бюджетные потоки, и перераспределение собственности) это вообще, идеальная конструкция. И, кстати, думать и отвечать за финансы и за экономический рост не нужно. Оно — само!

Кстати, в такой ситуации финансисты взяли под контроль и подготовку государственных кадров практически во всех странах мира: они же лучше всех понимают, как с ними самими взаимодействовать с целью оптимизации «пирогов и пышек»! А отдельные товарищи, которые с так системой были несогласны, или отстреливались разными способами, или же исключительно «демократическими» способами убирались из власти. Собственно, это и есть определение «демократии», возможность элиты избавляться от неконвенционных персонажей, не правда ли?

Но вот дальше случилось нечто ужасное: мировая финансовая элита не может больше выполнять свою часть конвенции! Нет больше экономического роста, у региональных элит по всему миру проблемы, более того, проблемы начались в базовых странах «Западного» проекта. И, наконец, в самой главной стране, США, к власти пришел человек, представляющий элиты другого проекта… То есть Трамп. И с ним начали бороться.

На первом этапе элита «Западного» проекта была немножко ошарашена и преисполнена уверенности в своих силах. Было искреннее убеждение, что это какой-то совершенно случайный выплеск, явление разовое и легко преодолимое. Но — по мере развития кризиса и усиления устойчивости Трампа становилось понятно, что включать нужно уже практически все резервы… Поскольку если кризис вдарит, то финансистам категорически необходимо перехватывать контроль над эмиссией, а как это сделать при Трампе-президенте?

И вот тут перед элитой «Западного» проекта встал серьезный стратегический вопрос. Любой, кто был в серьезной передряге, с такой ситуацией сталкивался. Враг оказался настолько силен, что нужно для борьбы с ним концентрировать все резервы, в том числе и те, которые в текущей ситуации были направлены на поддержание инфраструктуры. Ну, это как в битве под Москвой в 1941 году на фронт, в качестве пехоты, были брошены курсанты артиллерийских академий, будущий цвет армии. Потому что иначе можно проиграть всё!

И санкции против Путина — это как раз такой ресурс. Да, устойчивость долларовой системы при этом падает (возможно — критически). Но демонизация Путина (а санкции — это элемент тотальной демонизации) стала главным инструментом подготовки к выборам и организации импичмента Трампа. Если его не демонизировать, то вся работа пойдет насмарку, уж больно смешные доводы предъявляет комиссия Мюллера. Они могут стать более весомыми только в том случае, если статус самого Путина станет совсем инфернальным.

При этом разумеется, риски очень велики. Ну так и схватка ведется уже непросто за Власть, но и, для многих, за жизнь! И остается только один вопрос: а как перехватить контроль за эмиссией? Ведь чем дольше сидит Трамп, тем прочнее те силы, которые стоят за ним, держат рычаги власти. Нет, сам Трамп может по итогам и слететь, но не в нем же дело, финансистом нужна ФРС, а судьба Трампа им, по большому счету, не очень интересна! И вот тут-то и вылезает главная причина, по которой я считаю, что вероятность большого «бенца» в мировой финансовой системе этой осенью очень велика!

Поскольку в случае если Трамп выигрывает ноябрьские выборы (то есть не просто сохраняет за Республиканской партией большинство в палате представителей, но и усиливает позиции собственной фракции внутри Республиканской партии), то шансов у финансистов нет практически никаких. Будет ли кризис этой осень, или следующей… Более того: чем быстрее будет кризис, тем больше шансов на то, что управление удастся перехватить с помощью не совсем регулярных методов (уж не будем вдаваться в эти тонкости). Значит, сегодня в ускорении этого кризиса больше всех заинтересованы именно финансисты (элита «Западного» проекта), а Трампу как раз нужны спокойные выборы, поскольку шансы на победу у него большие.

Это, разумеется, не точный прогноз. Это всего лишь оценка вероятностей. Мне кажется, что вероятность обвала на мировых финансовых рынках сентябре-октябре этого года сильно выросла. Представляется, что история с Ираном или российскими санкциями может использоваться для его (обвала) организации, с точки зрения, обеспечения безопасности для организаторов (это мы? нет, это они!!). Мне кажется, что такой сценарий нужно учитывать. И только.

ИсточникХазин.ру
Михаил Хазин
Михаил Леонидович Хазин (род. 1962) — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997-98 гг. замначальника экономического управления Президента РФ.