Конгресс США обнародовал новые готовящиеся санкции против России. Часть из них повторяют те, которые были против СССР (очередные ограничения на поставку высокотехнологичного оборудования, прежде всего в сфере нефтедобычи), часть носит относительно новый характер. Ходят слухи об ограничении на оборот внешнего долга России и даже об ограничении для российских банков (всех или только государственных) возможности работать с долларами. Соответственно возникает ряд вопросов: в чем реальная причина санкций (формальная причина, «дело Скрипалей», никакой критики не выдерживает), какие могут быть последствия, чем Россия может ответить.

На первый вопрос, скорее всего, есть много ответов, мне кажется, что главной причиной является схватка в элите США. Впервые за много десятилетий президентом этой страны был выбран представитель альтернативных финансистам элитных групп, соответственно последние очень активно начали против него борьбу. Логика этой борьбы становится уже самодовлеющей, из-за чего администрация Трампа вынуждена быть «святее папы римского» в части борьбы с мифической «российской угрозой».

Последняя выбрана потому, что, судя по всему, единственным вариантом импичмента Трампу (и то, только в случае удачного для финансистов окончания промежуточных выборов в начале ноября текущего года) остается его участие и поддержка «вмешательства» России в предвыборную ситуацию в США. Поскольку реальных доказательств этого нет, всё зависит от восприятия конгрессменов и влияния на них финансового (то есть антитрамповского) лобби. И для усиления последних Россию вообще и лично Путина в частности нужно максимально демонизировать. Каковой процесс мы и наблюдаем.

Причем чем удачнее взаимодействие Трампа и Путина, тем агрессивнее будет этот процесс. При этом остановить его Трамп не может. Если он попытается это сделать, то это будет косвенным свидетельством того, что он участвовал в «российских происках». Так что первая часть санкций, скорее всего, будет принята. А вот со вторыми и последующими — нужно еще посмотреть.

Первая часть санкций, как уже говорилось, очень похожа на санкции против СССР. Как с ними бороться, мы, в общем, знаем и особых проблем это не вызовет. Более того, у нас есть опыт подсанкционной компании «Роснефть», которая, несмотря на некоторые проблемы, в последние месяцы показывает рекордные интегральные показатели среди всех нефтяных «мейджоров». Так что здесь, скорее всего, особых проблем не будет.

Сложности могут возникнуть, если США начнут ограничивать операции с российским госдолгом. Но тут нужно учитывать, что бюджет у нас профицитный и работаем мы на рынке долга только для того, чтобы иметь возможность его постоянно «щупать». Теоретически мы можем вообще с этого рынка уйти, потери будут только у американских инвесторов, поскольку в отличие от ценных бумаг многих других государств российские бумаги имеют положительную номинальную, да и реальную доходность. Кроме того, Россия может отказаться поддерживать ликвидностью мировые долларовые рынки, прекратив направлять на Запад часть своей экспортной выручки. Кстати, такая идея сильно не нравится, например, МВФ, директор-распорядитель которого Кристин Лагард крайне резко отозвалась об этой идее на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Впрочем, в этой части дальше разговоров у США дело не пошло.

Все остальные санкции «второго эшелона», которые уже приняты конгрессом, являются либо чисто идеологическими (еще большее сокращение дипломатического взаимодействия), либо могут быть подвержены встречным санкциям. Запрет на полеты «Аэрофлота» может смениться запретом на полеты американских авиакомпаний через российскую территорию, запрет американского экспорта неминуемо вызовет проблемы с поставками из России. Да, в отличие от США Россия больше заинтересована в своих поставках (например, реальной альтернативы американскому рынку титана просто в мире нет), но не исключено, что сама по себе санкционная активность американских политиков нанесет всей мировой долларовой системе больший урон, чем вся вымышленная активность России за всё время ее существования.

Я повторю еще раз: мое глубокое убеждение состоит в том, что главной причиной санкций является внутриполитическая борьба в США. Но нужно также понимать, что основным и самым сильным ударом по санкциям являются не контрсанкции, а переход к политике реального импортозамещения и экономического роста. Мы тратим каждый год сотни миллиардов долларов на закупку товаров народного потребления. И если бы кредитно-денежная политика и политика в отношении кредитования собственного реального сектора экономики стала бы не запретительной, а поощрительной, мы бы, возможно, санкции не очень бы и замечали.

Что касается антироссийской политики США, то странно было бы считать, что к нам будут относиться как к равным партнерам в ситуации, когда, несмотря на санкции, мы продолжаем снабжать экономику США деньгами. Если уж нашим банкам хотят запретить работать с долларами, давайте не будем хранить в долларах хотя бы наши государственные сбережения!

ИсточникХазин.ру
Михаил Хазин
Михаил Леонидович Хазин (род. 1962) — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997-98 гг. замначальника экономического управления Президента РФ.