В канун празднования Дня народного единства президент России подписал новую концепцию миграционной политики, столь же необходимую, сколь и долгожданную‍. По словам Владимира Путина, объявившего об этом в рамках VI Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, бюрократические барьеры для получения права на гражданство, проживание или работу в России, существовавшие ранее, будут сняты.

На фоне драмы, разворачивающейся на Украине вот уже почти пять лет, данные меры являются жизненно необходимыми для десятков, если не сотен тысяч русских, бегущих из этого некогда процветающего в рамках Советского Союза государства от гражданской войны, разрухи, экономической катастрофы и преследований за желание остаться русскими. Сколько было сломано судеб из-за жёстких мер предоставления российского гражданства — не счесть, и вот долгожданный закон подписан.

С новым законом русские на Украине получили шанс и надежду. А те, кто уже находится на территории России, — возможность легализоваться и начать новую, полноценную жизнь. Что, впрочем, касается и русских из других государств постсоветского пространства. По официальной статистике в 2012—2017 годах в гражданство РФ принято более 1 млн человек, из них 525 тыс. — в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. При этом суммарный миграционный прирост за данный промежуток времени составил 1,6 млн человек, говорится в указе президента РФ.

Несложно подсчитать, что из прибывших в Россию 1,6 млн человек лишь 1 млн получили гражданство (600 тысяч, получается, пока проживают без гражданства). А из миллиона — только 525 тыс. получили российские паспорта в рамках программы по переселению соотечественников. Остальные 475 тыс — это, надо полагать, те, кто к соотечественникам не относится. И здесь самое время разобраться: а что мы, собственно, понимаем под словом «соотечественники»? И как нам не оказаться в ситуации, в которую на наших глазах попал ЕС, открывший все шлюзы для мигрантов и тем самым поставивший народы Европы под угрозу размывания их идентичности?

Если обратиться к семантике понятия «соотечественник», то в его основе мы обнаружим слово «отечество», происходящее, соответственно, от «отец». То есть, строго говоря, к соотечественникам можно отнести лишь представителей тех народов, которые являются коренными для России, которые слагали и созидали российскую государственность, отстаивая её суверенитет в течение более тысячи лет. Это, естественно, говорит не о качестве народов, а об их принадлежности к такому явлению, которое часто определяется как русская цивилизацияили Русский мир.

И русский он не по этническому признаку, как совершенно точно заметил президент, выступая на форуме соотечественников. Русский — именно по цивилизационному признаку, то есть отвечающий нескольким общим критериям, среди которых в первую очередь язык (это необходимо, но недостаточно), а также культура, общая история, единое, сложившееся за века мировоззрение. И понимание справедливости — такое, как её принято понимать у русских.

Сюда же относится русское представление о долге, служении и самопожертвовании ради высших целей, свойственное многим народам, которые, как и русские — вместе с русскими, — стояли за своё Отечество, своё государство, свою землю.

То есть, иными словами, к Русскому миру можно отнести то многообразие народов, которые, сохраняя свою идентичность, помня свои традиции, веру, язык (то есть всё, что относится к понятию идентичность), ещё сверх того разделяют сложившиеся в рамках нашей общей цивилизации ценности. Это очень важно отметить особо, ибо без этого нам будет сложно понять, что же такое цивилизация. Здесь русские выступают как надэтническая, культурно-цивилизационная общность, сформировавшая за десять веков своей истории единую надэтническуюкультурную матрицу, интегрировавшую в себя лучшие достижения многих народов нашего большого пространства.

Здесь самое время обратиться к ещё одной важнейшей категории, а именно к понятию «народ». Существует бытовое толкование народа как некоего собрания людей — без придания им качественных характеристик. Например, «под окном собрался народ» — это одно толкование. Есть определение, свойственное модерну с его атомарным отношением к человеку, с его дискретностью и искусственной политической общностью национальных государств. В этом смысле народом называются все граждане того или иного государства вне зависимости от их происхождения — от английского аналога people, люди.

Однако наиболее точным с точки зрения, например, этносоциологии и наиболее близким к сути явления можно считать лишь определение народа как органической общности с общей историей, названием и культурными кодами. Есть, например, этнос — это происхождение от общего предка, общий язык и традиционный уклад. Точно так же этносоциология определяет и народ. Народ — надэтническая общность, имеющая не только общий язык, как этнос, но и вошедшая в историю, объединяющая в себе два или более этносов, а то и групп этносов, создавшая, в отличие от этноса, государство, религию и цивилизацию.

В этом смысле русские — это именно народ. Русский народ создал государство, а затем целую цивилизацию, объединившую на основе своей культурной матрицы сотни народов евразийского континента — как в рамках, так и за пределами собственно российского государства. Есть этносы — великороссы, малороссы, белороссы, есть группы финно-угорских, тюркских и других этносов. И они могут оставаться таковыми. А есть русский народ, сложившийся на их основе.

Русские — это совершенно самостоятельная  категория. Это не так называемые русскоязычные, как часто принято выражаться из соображений политкорректности. Русскоязычным может быть кто угодно, например немец или китаец, свободно владеющий русским. Или казах, который при этом считает себя казахом, а не русским. Но именно русских, а не «русскоговорящих» литовцев, латышей и эстонцев преследуют в Прибалтике. Именно русские, а не «русскоговорящие» терпят притеснения и неудобства в других странах постсоветского пространства. Именно русофобия, то есть неприязнь к проявлениям принадлежности к русскому народу (шире — к русской цивилизации), — конёк нынешних западных СМИ.

Пора прямо сказать и открыто признать: когда мы говорим о соотечественниках, речь идёт преимущественно именно о русских. О тех, кто непосредственно принадлежит к русскому народу, либо же о тех, кто присягнул русской цивилизации, считая её ценности своими. Русский мир включает в себя представителей русского народа и тех народов, которые созидают его на протяжении всей нашей общей истории. Именно они являются для нас соотечественниками и получают все те преимущества, о которых говорится в президентском законе. Есть и другие хорошие народы — немцы, таджики, китайцы и многие другие, есть специалисты, принадлежащие к этим народам, очень нужные экономике России, — инженеры, программисты, учёные. Но для них есть общие основания получения гражданства.

ИсточникRT
Валерий Коровин
Коровин Валерий Михайлович (р. 1977) — российский политолог, общественный деятель. Директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ, член Евразийского комитета, заместитель руководителя Международного Евразийского движения, главный редактор Информационно-аналитического портала «Евразия» (http://evrazia.org). Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...