Политическая подоплека последних церковных событий (т.н. «иерархия» на Украине, решение Константинопольского патриархата и т.д.) достаточно трезво и объективно излагается в наших СМИ.
В теме церковного раскола доминирует политическая подоплека. Действуют силы, которые стремятся к мировому правительству, глобализации, выступают за укрепление однополярного мира. Они стоят за евромайданом и отрывом Украины, лишая нас, как единый народ, традиционного общего пространства, искусственно создают идеологию украинского национализма. Те же силы привели к свержению Януковича, демонизации России, спровоцировали отделение Крыма и его воссоединение с Россией, восстание Новороссии.
Решение Константинопольского патриархата о создании параллельной церковной иерархии было принято вопреки каноническому праву и традиции — для того, чтобы получить рычаги влияния на Россию, чтобы реализовать процесс передачи церквей этой беззаконной инстанции (тем более беззаконной после решений в Минске) по любому сценарию. Может пролиться кровь — и Россия будет реагировать. А как реагировать, когда все мирные рычаги воздействия на Киев исчерпаны? Кто-то надеется на то, что конфликт на Донбассе будет возобновлен — в частности, это выгодно Порошенко накануне выборов.
Сегодня инициатива не в руках Москвы или Московского Патриархата — инициатива в руках политических манипуляторов процесса, киевской политической власти.
До последнего Русская Православная Церковь была связующей для всех русских. Русские — это те, кто составляет большинство и в России, и на Украине, и в Белоруссии. Это и отражает наше единство, которое восходит к крещению Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Мы, украинцы, белорусы — все мы русские, все мы от одного корня. Разделить нас — стратегическая задача врагов, это удар по России. Удар носит чисто политический характер.
Мы тоже несем на себе часть ответственности. Мы остановили процесс Русской Весны, освобождения Новороссии, уклонились от исторического долга, от миссии, которую обязаны были выполнить в 2014 году. Если бы Новороссия была освобождена, как минимум половине нашего украинско-русского народа там была бы гарантирована свобода вероисповедания. Решение о разрушении последнего института, объединяющего нас, стало только вопросом времени. Люди, которые верили в хитрый план, были дебилами, а те, кто знал, что плана нет, были предателями. И теперь мы за это расплачиваемся. Кто идет на компромисс с дьяволом, тоже соучастник. Правильно осуждать Константинополь, Киев и Запад, но нельзя при этом снимать ответственность с себя. Мы уже стали соучастниками. «Благодаря» т.н. «невводилам» мы имеем то, что имеем.
Можно ли исправить ситуацию сейчас? Не знаю. Мы уже упустили шанс и прекрасные позиции (еще при Януковиче).
Каноничен ли разрыв отношений Московского патриархата с Константинопольским? В истории мы имели разные периоды — когда-то вся территория Руси была метрополией Константинополя. Когда Москва объявила автокефалию, Константинополь неоднократно пытался создать параллельную митрополию на западной Руси. Действовали по обстоятельствам, прецеденты были. И не надо забывать, что Московская патриархия укрепилась там именно политически (когда мы освободили территории от турок, поляков и литовцев). Поскольку мы утеряли политический контроль над территориями, ослабло и религиозное влияние.
Совершил ли Константинопольский патриархат уклонение в ересь? Я думаю, нет. Церковные догматы это не аффектировало. Вспомним Болгарскую церковь и ее автокефалию, Сербскую церковь. Константинополь поддался на давление геополитики Запада — да, но этого еще недостаточно, чтобы винить их в ереси. Самое тяжелое для нас — разрыв с Афоном, это огромная трагедия. Может, я ошибаюсь, но на мой взгляд, с т.з. истории не стоило бы слишком акцентировать этот конфликт. Решение Московского патриархата принято, значит, действует, а мы как чада Православной Церкви ему следуем. Но я бы не усердствовал в обличении греков. Решение нам не нравится, но обвинять греков в отступничестве от христианских фундаментальных догм не стоит. Все еще может измениться — нам надо думать об укреплении своей церкви, верности православным принципам. Греки от них неоднократно отходили. Но давайте не впадать в бешенство против греков. Никто не безгрешен. Надо уповать на Божественное провидение и следовать нашим традициям.
Стоит напомнить, что на Большом Московском Соборе 1666-67 гг., когда произошло окончательное отлучение старообрядцев и одновременно низложение Патриарха Никона, решающую роль сыграли греки. Именно тогда представители греческих церквей приехали в Москву и стали той легитимной инстанцией, которая в 2-х версиях (старообрядцы Аввакума и новообрядцы Никона) отлучили русский византизм, русское мессианство, идею «Москва — Третий Рим». Тогда они сказали — вы, русские, впали в ересь. И затем до XIX века и консервативного поворота мы оставались в странном состоянии, и виной были греки. Они уничтожили претензию Русской Церкви на историческую эсхатологическию миссию, и что русское православие является Третьим Римом. Это было результатом решения греческих иерархов.
Мы сегодня находимся в ситуации, когда мы находимся в оппозиции Константинополю — надо воспользоваться этим шансом, чтобы вернуться к Русской идее — не в форме чистого никонианства или чистого старообрядчества, а в форме единоверия, в котором верующие остаются приверженцами идеи «Москва — Третий Рим» и ключевой роли России в эсхатологические времена. Сама жизнь нас к этому подталкивает — и вместо того, чтобы бежать и выстраивать единый фронт с Папой Римским, надо сделать акцент на единоверии и на более глубоком и точном понимании корней московского православия, которое оказалось жертвой раскола XVII века и в значительной степени из-за этого утратило полноту мессианского сознания. Сама жизнь обращает нас к нашим корням и нашей идентичности.