При всем внимании к международной повестке, выборам губернаторов и санкциям, мимо внимания экспертов прошло очень важное кадровое решение правительства. На этот раз не в экономической или политической сфере. 17 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал указ об утверждении нового состава совета Фонда кино — он же Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.
Для справки, это главная в нашей стране структура, которая от лица государства формирует заказ на художественные фильмы и кинодокументалистику, производство мультфильмов и запуск всего этого контента в российский и зарубежный прокат. Другими словами, Фонду доверено формирование и донесение в понятной форме до общества определенных смыслов с помощью кино и мультипликации. Задача ответственная и нетривиальная.
По случайному ли совпадению или нет, на прошлой неделе частная отечественная компания, занимающаяся в основном производством видеоигр, выдала на свет короткую художественную короткометражку «Атака мертвецов: Осовец» — короткий фильм о героической обороне крепости Осовец русскими солдатами в ходе Первой мировой войны. Получасовое видео оказалось настолько удачным, что всего за несколько дней на YouTube набрало больше миллиона просмотров и было разнесено по всем социальным сетям. А двумя годами ранее так же сорвал кассу в прокате снятый на пожертвования фильм о наших героях «28 панфиловцев».
Для многих тогда и сейчас стало открытием, что интерес к нашим историческим героям в среде молодежи может превзойти популярность матерных рэп-батлов и телешоу типа «Дом-2». Оказалось, что в молодежной среде есть огромный запрос на честные исторический фильмы — запрос, который, к сожалению, не всегда качественно и с нужным КПД реализуется государством.
На производство патриотических фильмов из бюджета каждый год тратятся огромные деньги, но лишь небольшой процент кинолент эффективно выстреливает, как «Движение вверх» или «Время первых». Да, успехи по сравнению даже с началом нулевых есть, но средства и организационные усилия государства по-прежнему расходуются не так эффективно, как хотелось бы.
С этим, в конечном счете, и связано назревшее кадровое решение с назначением на должность директора Фонда Кино советника президента по вопросам культуры, писателя и журналиста, заслуженного работника культуры России — Владимира Толстого.
Также распоряжением правительства от 17 ноября утвержден персональный состав Фонда. В него вошли представители федеральных органов власти, аппарата правительства и администрации президента России, творческих союзов, организаций вещания, государственных телеканалов, организаций кинематографии и деятели культуры.
Это значит, высшее руководство страны с должным вниманием относятся к процессу формирования смыслов и воспроизводству цивилизационного культурного кода. Как и другие важнейшие отрасли, киноиндустрия в критический момент переходит под ручное управление государства, чего ни в коем случае не нужно стесняться. Цензурированию и прямому государственному заказу на фильмы в США позавидовал бы любой тоталитарный режим. Тем более в случае с Россией речь идет не об ограничениях, а о поддержке стратегически важных направлений кинематографа. Режиссеры и продюсеры никак не ограничены в производстве фильмов любого содержания. Пример тому — успех в 2014-м году за рубежом и в России скандальных ленты: «Левиафана» Андрея Звягинцева и социальной драмы «Дурак» Юрия Быкова.
Важнейшим из искусств для нас снова становится кино — институт культуры, ответственный за формирование смыслов, исторической и, в конечном счете, политической повестки.