О том, почему мы должны понимать, чем живёт глобалистский леволиберальный Запад. Почему Жак Лакан и его топология — ключ к пониманию постмодерна. Как через кольца Борромео связаны сознание и реальность западного человека, как это обосновывает искусственный интеллект и виртуальные миры.

Лакан — это ключ к пониманию того, как мыслит сегодня Запад. С точки зрения Лакана, действительность представляет собой три кольца Борромео — три пересекающихся кольца, которые невозможно разомкнуть. Они необходимы как часть единой конструкции. По Лакану, это метафора устройства реальности и сознания (между которыми, согласно Лакану, разницы нет). Это топология, которая предвосхищает структуру постмодерна. Еще один образ у Лакана — тор (фигура, в центре которой пустота).

Центр «бублика», или первое кольцо Борромео — Реальное. Реальное у Лакана — это ничто. Онтология, на которой Лакан основывает свою теорию, это чистый нигилизм. Это основа западного дискурса — ничто играет важнейшую роль в современных онтологиях.

Второе кольцо Борромео — Символическое. Все, что принадлежит к этому кольцу, не означает само себя — это всегда некая метафора, не имеющая ни начала, ни конца. Говорим одно, но подразумеваем другое, а когда переходим к этому другому — вновь видим некий символ, и так далее. Лакан говорит, что в основе Символического, этой цепочки указаний одного на другое, все это движимо ужасом перед реальностью.

Если бы Символическое обратило внимание на Реальное, оно бы умерло, поскольку только ничто равно самому себе. Эта бездна (ничто) является источником и мотивом движения Символического. Это представлено в бессознательном, сновидениях, оговорках. Это постоянное бегство — в противном случае это скатывание в бездну.

Третье кольцо Борромео — Воображаемое. Это застывшее Символическое. Жизнь в Символическом состоит в бегстве от этой жизни, а в Воображаемом — это бегство застывает. Оно сохраняет символический характер, но уже пытается придать этой цепочке Символического характер некоей лживой истины, затормозить процесс символизма, зафиксировать его. Сновидение всегда пластично, жидко, меняется, а в бодрствовании они застыли. С точки зрения Лакана, объекты заснули. В Воображаемом символ перестает быть символом — наконец-то, глядя на объект, мы говорим, что это не означающее (символ), а означаемое.

Добро пожаловать в Воображаемый мир, лживый двойной ложью. Если символизм — это открытая ложь (говорим одно, подразумеваем другое, потому что бежим от ничто), то в Воображаемом мы перестаем бежать, застываем. Бегство от истинной смерти попадает в тупик ложной смерти.

Это картина мира фундаментальна для постмодерна, современного Запада. С точки зрения Лакана, Воображаемое — это болезнь и глупость, причем неотрефлексированная болезнь. Лечение по Лакану — вернуть Воображаемое в сферу Символического, то есть, интерпретировать не сон с позиции реальности, а «реальность» с позиции сна. Понять, что мир, который нас окружает, это просто застывшие галлюцинации, сновидения. И важно не просто бороться с ними, а вернуть их с свободное текучее состояние — с целью волевого и осознанного погружения в мир бесконечных сновидений, виртуальной игры, подходя к нижней границе. Ужасаясь ничто и насмехаясь над Воображаемым, перемещаться в зону Символического. По этой логике действуют искусство, развлечения, виртуальные миры, культура.

И что дальше? Где же власть, финансы, спросите вы?.. На это Лакан скажет — вы ничего не поняли, вы опять в сфере Воображаемого. Лечить это, по Лакану, надо с помощью сновидений, не мешайте работе сновидений.

Тогда, раз мы имеем дело с подобным мировоззрением, все, что бы мы ни говорили с точки зрения традиционализма, будет подвержено эрозии с помощью колец Борромео.

Мы должны соотносить наши высказывания (консервативные, традиционалистские, патриотические) с возможностью такой интерпретации, дешифровке, и сами должны научиться подвергать деконструкции наши собственные ценности и убеждения. Если ценности выстоят и пройдут сквозь это фундаментальнейшее «испытание Лаканом», то они имеют право существовать. В противном случае мы будем отсталыми, и на следующем этапе эта волна нас захлестнет.

Либо мы поймем структуру всего Модерна — на чем он основан, как он функционирует — и осознанно его отвергнем, и это даст нам шанс с ним иметь дело, либо он просто нас растворит, и мы проиграем в этой сложнейшей интеллектуальной брани.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...