Русская история представляет собой поле, где друг на друга накладываются два логоса. Русские представляют собой биполярное явление, с двумя полюсами идентичности, двумя формами мышления, отражающимися на истории, культуре, религии; оба измерения — русские, и почти неразделимы.

Эти полюсы — государство и народ. Государство наделено одним Логосом, а народ — другим. Подавляющее большинство русского народа вплоть до 30-х гг. ХХ века представляли крестьяне. Все остальные (купцы, ремесленники, кузнецы, торговцы) были в меньшинстве. Поэтому между крестьянством и народом можно с уверенностью поставить знак равенства. Они воспринимали мир в очень специфической системе координат.

Крестьянский логос качественно отличался от государственного. Когда наш народ принял христианство, его распространили на крестьянство, но крестьяне дали ему свою трактовку. Монашество, епископство, князья, бояре — это все один логос, и до, и после христианства, это политическая модель, отличная от крестьянской.

Между этими логосами всегда складывались разные отношения. Наша идентичность представляет собой раскрытие во времени этой дуальности логосов.

Логос государства построен по вертикали, он аполлонический. Крестьянская традиция была основана, скорее, на Логосе Диониса. Хтонические элементы, которые были вытеснены патриархатом даже из крестьянства при сочетании с индоевропейским патриархатом дали дионисийскую модель. Это особая модель мировосприятия, возможная в языческом, атеистическом или христианском контексте.

Государство определяло главные нормы, патриархат, византийский строй Логоса Аполлона на все население, но крестьяне отвечали не оппозицией, а перетолковыванием через свой язык и свою семантику.

Два Логоса — аполлонический, индоевропейский, представленный воинственной, жесткой, неспокойной пассионарной элитой, и крестьянский умиротворенный риторический логос — составляют полноту нашей культуры, нашей идентичности.

Сегодня отношения государства и народа столь же многомерны и конфликтны, как ранее.

В русской крестьянской культуре лежат наиболее характерные черты и корни, которые делают нас русскими. Мы должны переосмыслить историю русского крестьянства. Гоголь в «Мертвых душах» хорошо показал, что в результате государственного подхода к народу народ становится населением, население становится экономической единицей, потом инструментом труда, а потом объектом рыночной торговли. Объективирующая уничижающая сторона отношения государства к народу — это константа нашей истории.

Вообще государство имеет дело только с мертвыми душами. Поэтому государство с ними оперирует как с источником получения дани и налогов. Когда мы переходим на уровень крестьянского логоса, мы видим его жизнь, культуру, религию, но когда переходим на уровень государства, народ воспринимается как инструмент, как совокупность мертвых душ. Эта проблема стоит сегодня остро — но проблема отчуждения государства и народа никогда не была решена в нашей истории. Даже в советское время государство никогда не было по-настоящему народным.

Проблема отношения государства и народа не только не решена, но и не сформулирована. В таком случае недоразумения будут только накапливаться.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...