Сегодня я вышел из дома и обнаружил, что у нас в который раз в этом году, очищают от снега крышу… А чуть позже мне пришлось побеседовать с одним «всепропальщиком», который на голубом глазу объяснял мне, на примере дорог и транспорта, что в Москве ничего хорошего не происходит.

Какое-то время я терпел, но, всё-таки, это откровенное враньё. НИв результате у меня появилось непреодолимое желание сказать, что что-то всё-таки произошло. Поскольку эмоциональное раздражение было большое, текст получился достаточно эмоциональным (типа: получи и заткнись), и, более того, я подозреваю, что написал не всё. Но впрочем, все равно получилось достаточно убедительно.

Масштабы больших строек редко видны глазу простого прохожего, если только не связаны с такими же масштабными скандалами и перекрытием всех центральных улиц. Подозреваю, что современники египетских пирамид тоже шастали мимо без особого интереса — повседневные дела куда важнее, чем амбициозные задумки властей. Я оказался в похожей ситуации, когда на днях изучал расписание экспрессов в аэропорт «Домодедово», поскольку в разгар снегопадов стоять в 9-ти балльных пробках мне как-то совсем не хотелось. Но при бронировании билета обнаружил наличие новой промежуточной остановки «Верхние котлы», что привело меня в некоторое замешательство. Просмотр вкладки с рейсами из «Шереметьево», где красовалась новая для меня станция «Окружная», только усилил эффект. Находясь в ощущении, что пропустил что-то важное, я стал изучать новости.

Вы знали, что из аэропорта на аэроэкспрессе теперь не надо ехать в центр, а потом обратно на метро? Можно пересесть сразу на МЦК (для тех кто не знаком еще с этим чудом — то это Московское Центральное Кольцо). А то, что в 2018 году построено 17(!) новых станций метро? Такие темпы не знакомы даже нашим пенсионерам из числа строителей коммунизма. А про центральные диаметры знаете? Пригородные поезда будут ходить через центр. А про беспилотные составы на МЦК через 2 года?  не в Лондоне, а у нас в Москве!!! Я даже вчера (после некоторого перерыва) проехался по МЦК и в буквальном смысле дезориентировался: стал искать указатели на иностранном языке. Так быстро попадать в Европу из первопрестольной мне еще не доводилось.

Прямо как в Париже, только чище…

Глядишь такими темпами скоро наши вороватые беглецы из Лондона будут проситься обратно в Москву…

Урбанистическое будущее, которое всегда маячило у нас со стороны развитых цивилизаций, внезапно наступило не в Лондоне, а у нас в Москве!!!

Дальнейшее изучение новостей позволило сложить целостную картину происходящего. Столичные власти совместно с РЖД несколько лет назад задумали грандиозный план строительства нового транспортного каркаса Москвы и реализуют его стахановскими темпами. Результат при этом не выглядит кривой наспех слепленной декорацией. Претворение в жизнь городских инициатив подобного масштаба уместно наблюдать на примерах Сингапура или Шанхая. Для Москвы такой опыт откровенно нетипичен.

Более того, это беспрецедентный случай реализации инфраструктурного потенциала города, который осуществлен не по заказу политических элит, а в интересах экономического и социального развития территории. До недавнего времени в стране не было даже понимания необходимости такого подхода, не говоря уже о его реальной разработке. В некотором смысле можно говорить, что произошло социально-экономическое чудо, сдвиг парадигмы, синергетический эффект который нам только предстоит оценить. Пока же можно вовсю пользоваться тем, что сделано. А сделано, как я уже говорил, немало. Новые линии метро, уходящие за МКАД в строящиеся районы. Многоэтажки там еще не все готовы для жизни, а связь с «большой землей» уже есть. Кольцо МЦК, соединённое с радиальными направлениями железной дороги так, что на центральных вокзалах теперь можно не толкаться без надобности. Если это не бархатная революция в сфере инфраструктурных проектов, то что тогда? Может, вам мало аргументов? Тогда посмотрите на проект строительства Московских центральных диаметров.

Сама возможность пустить пригородные поезда через центр выглядит утопичной. Это Москва, где застройка хаотична, где подземные инженерные коммуникации фактически заменяют собой почву, где получение любых строительных разрешений в самом быстром режиме занимает месяцы. И строят это, кстати, не турки или югославы, а вполне себе российская компания ОСК 1520, входящее в «Группу компаний 1520», которая объединяет десятки предприятий по всей России. От институтов планирования до строительства мостов, ж/д путей, станций, электросетей и пр., и др! Вот он мой любимый пример правильного подхода.

И сегодня этот проект — уже реальность: две первые линии МЦД (Одинцово—Лобня и Подольск—Нахабино) заработают в 2019 году. Не припомню, чтобы средства городского и федерального бюджета, вложенные в транспортную инфраструктуру, использовались более эффективно, а не распиливались по своим компаниям-однодневкам, выигрывающим миллиардные тендеры с уставным капиталом в 10 000 руб и полным отсутствием опыта работ. Когда Собянин говорил о необходимости борьбы с пробками и развитии городского транспорта, я даже близко не мог бы представить, что это будет реализовано ТАК.

Более того, создание нового транспортного каркаса города — это не только и не столько новые станции, удобные пересадки и теплые павильоны. Если копнуть глубже, можно увидеть новую парадигму городской инфраструктуры, которая рождается прямо у нас на глазах. На смену сумбурной точечной застройке, традиционной для Москвы в силу исторических и административных причин, приходит системность, в основе которой — принципы опережающего развития, проактивный подход к формированию городской среды. Кажется, такими темпами урбанистического развития мы скоро оставим далеко позади Лондон, Дубай и Сингапур вместе взятые. Туда им и дорога.

ИсточникХазин.ру
Михаил Хазин
Михаил Леонидович Хазин (род. 1962) — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997-98 гг. замначальника экономического управления Президента РФ.