— Александр Андреевич, прежде чем мы перейдём к основному вопросу, небольшая преамбула: в своё время в США буквально носились со своей идеей Великой американской мечты. Как вы считаете, она у них исполнилась?
— Конечно! Я бы сравнил США с домом на рукотворном холме, это своеобразный бастион, из которого они, живя в сытости и комфорте, рулят всем миром и, если надо навести порядок, какой их устраивает, могут и крылатые ракеты запустить. Смотрите, что они делают с Венесуэлой? Там вот-вот война может начаться. Что они сделали с Ираком, Ливией, Украиной, думаю, напоминать не нужно. А вот с Россией и Сирией не вышло.
— И это им не нравится…
— А вам бы понравилось? Почувствовали себя властелином мира и вдруг такое твёрдое противостояние. В Сирии мы тоже всё правильно делаем — защищаем своё среднеазиатское подбрюшье от проникновения бандитов. И то, что бомбим их в Сирии, тоже правильно, иначе как бы нам свою Сибирь не пришлось бомбить.
А своя мечта, то есть вектор развития общества, есть и у Китая — это возвращение достоинства через возрождение Шёлкового пути, движение от бедности, в которой страна пребывала много лет, к развитой экономике. У них, насколько я знаю, даже планируется создать министерство китайской мечты, как это, может быть, ни странно звучит.
— Итак, а что же такое Русская мечта? Чем будет заниматься ваша «Академия русской мечты»? Состоялось первое заседание с вашей лекцией на эту тему и было довольно-таки бурное обсуждение. Что дальше?
— У нас нет пока никаких реестров, списка тем и регламентов, есть идея создать дискуссионную площадку для учёных, историков, экспертов и для всех, кто неравнодушен к истории и судьбе своей страны. Но уже есть ответственный секретарь — Андрей Русаков, директор Центра европейско-азиатских исследований. Ещё в декабре прошлого года мы с уральским предпринимателем Андреем Симановским (владелец «Сима-ленда») встретились с губернатором Евгением Куйвашевым, обсудили наш замысел и получили полную поддержку. Где именно будет эта площадка — пока тоже не могу сказать, возможно, в мультимедийном центре «Россия — Моя история», где и состоялось наше первое обсуждение.
Своя мечта была у любого племени, а уж когда они объединялись в народы — тем более. Именно мечта их и объединяла, вела вперёд, так было и у нас на Руси. И ещё была одна объединяющая сила — православие, когда центр его переместился из Византии в Москву. Ведь старец Филофей был прав в своей теории о том, что именно Москва стала «Третьим Римом». Поэтому если у американцев дом на холме, то в России — это храм на холме. В России до 1917 года было два столпа, на которых стояла страна: государственность и православие. Как только ослабевал один из них, тут же появлялись желающие захватить нас: Чингисхан, поляки, Наполеон, Гитлер… Может, это звучит пафосно, но наша академия — это собрание зодчих, восстанавливающих чертежи русского храма, государственность. Основной упор будем делать на исторические исследования, у нас историю народ, к сожалению, знает плохо.
— Признаться, звучит как-то в общих чертах…
— А я не скрываю, работа только начинается. Сейчас у России очень интересный период, она возрождается после тяжёлых испытаний. Ведь начиная с 1991 года, когда СССР стал разваливаться, у американцев почти получилось подобраться к российским властным структурам. Путин всему этому положил конец, как и вакханалии суверенитетов. И посмотрите, что стало со многими теми странами, что покинули СССР? Нас называли империей, оккупантами, но как только они вышли из «империи», они тут же попали под влияние, а то и управление других структур. Самый яркий пример — страны Прибалтики.
— И у многих из них к нам не самые дружеские чувства. Вот вы родились в Тбилиси. С Грузией сейчас, после военного конфликта в 2008 году, до сих пор нет дипломатических отношений…
— С Грузией вообще грустная история. Когда она была в составе СССР, её литература, замечательный кинематограф, интересные работы художников через нашу страну транслировались на весь мир и о них знали. Сейчас ничего этого нет. Грузия обвиняет нас в симпатиях к отделившейся Абхазии, но ведь она сама хоть и маленькая, но империя — в её составе есть ещё две автономные республики, Аджария и Южная Осетия. Вдруг тоже захотят самостоятельности?
— Александр Андреевич, почему ваша академия стартовала на Урале?
— Здесь мощный производственный, научный и духовный потенциал. У вас я познакомился с интереснейшими людьми. Например, Владислав Тетюхин, который более трёх миллиардов своих личных денег вложил в строительство медицинского восстановительного центра в Нижнем Тагиле. И таких подвижников на Урале много, кое-кто сегодня был и на первом заседании академии. Уверен — не последнем.