— Иван, у вашей новой книги претенциозное название «Улисс». Но Улисс в вашем романе — это старинные часы с некими особыми свойствами… Почему выбрали для них джойсовскую «марку»?
— Джойс не единственный, кто использовал образ вечного странника Одиссея («Улисс» — модернистский роман ирландского писателя Джеймса Джойса, который признается вершиной литературы модернизма. — прим. «ВМ»). Было еще как минимум четыре романа с таким названием. «Улисс» Джойса случился как литературное явление, поскольку появился во времена становления модерна и вобрал все плюсы и минусы этого стиля. Стал манифестом потерянных в самих себе людей. В моем варианте — это безвременный поиск счастья. Поэтому часы. Вечное томление одинокой души, лишенной возможности обрести свою любовь. Единственную, настоящую.
— А до «Улисса» у вас был «Запах фиалки», военный боевик. Планируете ли экранизировать свои книги?
— «Запах фиалки» уже в производстве на киностудии «Ленфильм»! Надеюсь, что и для «Улисса» найдется возможность воплощения. Сейчас мало фильмов о настоящей любви. Кинематограф, путаясь в байковых панталонах с начесом, стремится угнаться за Голливудом, даже не отдавая себе отчета, что их кино принципиально отличается от нашего. Они экстраверты, мы — интроверты. Они живут внешним событием, мы — внутренним. Поэтому наши любимые фильмы не о супергероях, а о простых людях.
— Театр, кино, продюсирование, режиссура, литература… Какие у вас все-таки приоритеты? Или вы работаете, если допустить эзотерическое сравнение, наподобие чакры — «вращаетесь» сразу во всех направлениях?
— Мистический аспект последнего предположения излишен, но само предположение правильно. Мне нравится все, чем я занимаюсь.
— По вашей повести «Дом восходящего солнца» Гарик Сукачев снял фильм. Будут ли еще совместные работы?
— Из всех работ пока у нас осталась только озвучка Шарика и почтальона Печкина в мультфильме.
— Вы экранизировали роман Generation P Виктора Пелевина. Что оказалось наиболее интересным в этой работе?
— Работа с покойным Ромой Трахтенбергом! Все считали его циником и скабрезником, но я его узнал как удивительно умного, честного и тонко чувствующего человека. Я часто вспоминаю наши разговоры, споры…
— Что можете рассказать о своей телекарьере, считаете ли ее удачной?
— Нет, телевизор — это не мой мир. Вот мой однокурсник Джаник Файзиев другое дело. Он телевизионный демиург. Хотя это ему стоило многих лет фанатичного труда.
— Когда зрители увидят вас в новой роли?
— Скоро выйдут три новых фильма: «Ростов» — повествование о борьбе с преступностью в начале XX века в Ростове-на-Дону. Мне предложили, разумеется, сыграть злодея. Еще фильм «Полярный 17», где мне выпала радость поработать с Мишей Пореченковым. Если бы вы только знали, какой это остроумный и душевный человек! Я так давно не смеялся. И фильм «Холоп». Там я играю гения психолога, страдающего от собственных придумок. Там будет над чем посмеяться и поплакать. Да, поплакать тоже иногда полезно. Слезы умывают души.
— Вы поработали и в рекламе: не считаете «презренный жанр» вредным для актера?
— Этот презренный жанр содержит весь остальной медиакорпус. Кормит его. Не кусай кормящую руку.
— В вашем «Фейсбуке» прочла фразу: «Мужик бесится в двух случаях: когда с ним — не та… И когда та — не с ним».
— Ну да, женитесь по любви, чтобы хотелось с любимым человеком детей иметь. Много детей. Сколько Бог даст. Это такая малая плата за счастье. Смешат многочисленные справочники по обретению любимого человека. Этому нельзя научиться, это нельзя спровоцировать. Это можно только пережить. Это чудо — привилегия сумасшедших.