Пример одного из фейков на ленинскую тему – бросовое утверждение, о том, что он «проспал Февральскую революцию». Особенно странное, когда его оглашают вполне профессиональные и статусные историки.

Утверждение опирается на цитирование ленинских слов января 1917 года – кануна начала революции в России. Это «Доклад о революции 1905 года», прочитанный 9.01.17. в Цюрихе.

Там действительно есть строки: «Мы, старики, может быть не доживем до…».

И из трактуют как то, что Ленин за месяц до Февраля не ожидал близкой революции, «проспал Февраль».

На деле контекст противоположный: Европа беременна революцией. В ближайшее время ее ждут восстания против войны и капитала. Так или иначе закончится все не иначе (в конечном счете), как экспроприацией буржуазии, победой социализма.

Но до решающих битв они, старики, возможно и не доживут.

То есть: «Революция вот-вот начнется» — что и сбылось. «Будет не одномоментной, займет некое историческое время» — то есть пока окончательно не победит социализм, «решающие битвы в будущем — старики могут и не дожить (как вариант — просто погибнуть в этой борьбе)» — они до решающих схваток и не дожили.

Но решающих схваток еще и не было даже на сегодня.

А при начальной названной трактовке смысл «не доживем до решающих схваток» сознательно меняется на «все начнется так не скоро, что можем и не дожить».

Это пример, но подобных фейков полно.

В осмыслении личности Ленина существует как минимум два формата. Первый – оценка масштабности фигуры. Второй – оценка сделанного им и своя личная эмоциональная оценка.

Сто лет назад, в апреле 1917 года, Николай Суханов так сформулировал свои впечатления от Ленина: «…Большевистская работа держалась железными рамками заграничного духовного центра, без которого партийные работники чувствовали бы себя вполне беспомощными, которым они вместе с тем гордились, которому лучшие из них чувствовали себя преданными слугами, как рыцари — Святому Граалю… И поднялся с ответом сам прославляемый великий магистр ордена. Мне не забыть этой громоподобной речи, потрясшей и изумившей не одного меня, случайно забредшего еретика, но и всех правоверных. Я утверждаю, что никто не ожидал ничего подобного. Казалось, из своих логовищ поднялись все стихии, и дух всесокрушения, не ведая ни преград, ни сомнений, ни людских трудностей, ни людских расчётов, носится по зале Кшесинской над головами зачарованных учеников…

После Ленина, кажется, уже никто не выступал. Во всяком случае, никто не возражал, не оспаривал, и никаких прений по докладу не возникло… Я вышел на улицу. Ощущение было такое, будто бы в эту ночь меня колотили по голове цепами…»

Троцкого тогда воспринимали как «Демона Революции», Ленина – как ее «Великого Магистра».

Истоки преклонений и симпатий понятны. Истоки неприязни и ненависти – тоже.

Можно говорить, что Ленин вломился в этот мир из будущего, чтобы подобно Петру поднять на дыбы не только Россию, но и все человечество.

Можно с не меньшим основанием утверждать, что сам этот мир, столкнувшись с собственной неспособностью разрешить свои проблемы. породил и призвал Ленина, чтобы с его помощью подняться на новую ступень развития.

В любом случае понятно, что воздействие, оказанное им на мир и современную цивилизацию, – колоссально и практически не сравнимо с воздействием какого-либо иного политика.

Борис Стругацкий однажды четко определил роль Ленина, сказав, что он практически создал Новый мир.

Ненависть и неприязнь частью ясны: они у тех людей, которым этот Новый мир был не нужен – им больше нравился старый: в конце концов, в России сегодня есть 8% граждан, которые хотели бы вернуться к наследственной монархии дореволюционной России. Но есть еще и 11%, которые жалеют, что, низложив монархию. 17-й год не привел к превращению России в нечто подобное современным странам западной коалиции и что она не растворилась своей идентичностью по коллективным правлениям тех либо иных транснациональных центров силы.

Расхождение в точках отсчета тех, кто Ленину симпатизирует, и тех, кому он как минимум неприятен, такое, что дискуссия между ними малопродуктивна. Просто то, что одни считают злом, другие считают благом. Враги Ленина называют преступлениями то, что сторонники считают подвигом.

Сторонников в несколько раз больше: и в массах, и в элите. Но они практически неорганизованы и не до конца верят в то, что общество давно созрело для того, чтобы услышать их голос. И еще – они много слабее представлены в крупных СМИ. Врагов – в несколько раз меньше, но они громче, злее, организованнее и еще доминирует в СМИ.

И тем не менее, сторонников по-прежнему больше. В этом отношении, Ленин – это константа российского общества. Она никуда не уйдет. А Иммануил Уоллерстайн, например, считает, что к середине 21 века именно она станет объединяющей и культовой фигурой нового русского национализма.

В чем противники упрекают Ленина:

В том, что он вел борьбу с самодержавием, В том, что выступил против мировой войны и сделал все, чтобы вывести из нее Россию. В том, что взял власть в Октябре 1917 года. В том, что был готов применить и применил силу для защиты того, чему служил: Революции. В том, что разделил помещичью землю между крестьянами. В том, что провел национализацию промышленности и банков и отдал заводы под управление рабочих. В том, что заключил Брестский мир. В том, что признал право наций на саомопределение вплоть до отделения. В том, что посмел на белый террор ответить красным террором. В том, что подавил Белое движение. В том, что отказался платить долги прежнего правительства. В том, что решительно подавлял недовольство и сопротивление представителей прежних привилегированных сословий.

В том, что не отступил. В том, что победил. В том, что создал основанный на централизованно-федеративных началах единый СССР, а не восстановил старую империю.

С точки зрения тех, кто его не любит, все это нанесло стране вред и являлось злом. Но с точки зрения тех, кто на него ориентируется. все это принесло пользу и было добром и благом.

Причем Ленин, в отличие от очень многих, никогда не видел Революцию как преимущественное разрушение – она для него всегда была актом созидания. Ленин создавал Новый мир на обломках рухнувшего. Что значит Сотворение Мира – нужно внимательно посмотреть на картину Айвазовского с тем же названием.

Пока есть люди, которые Ленина ругают и ненавидят – это означает лишь, что они его боятся и ненавидят. Одни – в силу страха за присвоенные ими привилегии. Другие – потому что чувствуют недостижимое для них его личностное превосходство.

Ненависть к Ленину – лишь проявление чувства собственной психологической закомплексованности. И зависти тех, кто чувствует, что неспособен встать с ним вровень.

Они проиграли – и мелко мстят, думая, что победили. Только ничего еще не закончено.

Верно, что все великие революции сменялись Реставрациями. Но так же верно и то, что все Реставрации сметались новыми революциями.

Как иногда говорится: «Жизнь нужно прожить так, чтобы и через сто лет враги боялись одного твоего памятника».

ИсточникКМ
Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...