Важен экскурс в платоническую онтологию. Неоплатоническая модель полностью иерархична: сначала — бытие, затем оно смешивается с небытием, Единое смешивается со Многим… Мир выстроен вертикально, сверху вниз.
Патриархат в такой конструкции рассматривается как проекция этой иерархической модели на отношения между полами.
В основе патриархата лежит идея бытия как ценности, или эссенциализм. Господство мужчин — это господство сущности, господство вечности над временем, небом над землей. Получается, что патриархат — одна из социальных адаптаций этого начала. Мужчина становится метафорой бытия. Превосходство мужчины над женщиной отражает в себе онтологию бытия над недостаточным бытием.
Так строится иерархическая модель, которая проявляется в философии, культуре, обрядах. Мужчина — верхняя половина мира, небо, женщина — нижняя, земля. Их взаимодействие и порождает множество всех вещей. Рождается эрос — между небом и землей, который сближает и разводит их.
Упадок патриархата начинается, когда власть отцов утрачивает свою духовную легитимность. Платон говорит, что в некоторых случаях положительное монархическое правление может утратить свою легитимность и превратиться в самое худшее из правлений — в диктатуру, а затем в тиранию.
Точно также можно сказать, что существует легитимный патриархат, и нелигитимный. Когда мужчина действительно воплощает в себе небо, волю, мужество, силу, рассудительность, героизм, преданность идеалам, забота о ближнем, его власть легитимизирована. В других случаях патриархат может утратить свою легитимность — мужчина может утратить перечисленные качества. Человек — это душа, ум, и в той степени в которой мужчина умен, в той степени он мужчина. Недостаток или утрата вертикального положения — и мужчина перестает быть мужчиной. Происходит узурпация патриархата, нет легитимности. Монарх — тот, кто служит верху, и поэтому заботится обо всех — а тиран это псевдомужчина, симулякр мужского начала. В случае переворота мужчина становится истеричкой.
Настоящий патриархат — духовный.
В неоплатонической традиции есть важное учение о Едином. Единое не существует — оно предшествует бытию.
Православный царь является таковым, потому что выполняет миссию Бога — он получает право царствования.
Когда патриархат рассматривает миссию мужчины как служение, как выполнение миссии, порядка, когда он предан более высокому началу — тогда его доминация оправдана. Власть мужчины не является абсолютной и полной — это его миссия, задание стать мужчиной.
Несакральный, неподлинный патриархат превращается в свою противоположность. Если рассматривать современные политические секулярные системы — власть капитала, или претензия на господство над женщинами — получается, это необоснованно.