Довольно большое количество читателей нашей книжки «Лестница в небо» и всей серии Noblesse oblige крайне негативно отнеслись к самой идее специфических правил Власти. Он были искренне возмущены этими правилами и просто кричали, что такого «не может, не должно быть!» Что такая ситуация локальна, связана или с «дикими российскими» или же не менее дикими «родо-племенными» правилами, которые не должны быть допущены в «цивилизованном» мире. Все попытки объяснить, что правила эти универсальны и не меняются не просто от века к веку, но и во всей истории человечества, они отвергали с возмущением.

Откуда взялось такое неприятие? А дело в том, что люди талантливые в какой-либо профессиональной сфере, но не совсем удачно социализированные (а эти качества очень часто соседствуют) не могут не видеть некоторой несправедливости общества. Они видят свой уровень образования и профессионализма, что позволяет им планировать некоторый масштаб своего успеха, как финансового, так и социального. Но жизнь часто оказывается более сложной, и профессиональных успехов может не хватить. И тогда эти люди (всей мощью своего интеллекта и знаний) начинают искать ответ.

И довольно быстро сталкиваются с тем, что есть какие-то иные правила, которые с чисто профессиональными не имеют ничего общего. И тот, кто играет по этим правилам может достичь большего социального успеха, чем тот, кто эти правила игнорирует, даже если его профессиональные качества не очень высоки. И вот тут есть два варианта действий.

Первый, как понятно, осваивать эти новые правила и добиваться успеха благодаря им.
Второй — демонстративно их игнорировать.

Первый вариант очень обидный и сложный. Потому что нужно, во-первых, девальвировать собственные знания и профессиональный статус. Во-вторых, нужно учить правила с нуля, причем в ситуации, когда не очень понятно, что и как учить (в отличие от профессиональных навыков, после роспуска комсомола тут нет явных учебных центров). В-третьих, а если нет таланта? Представляете себе картинку, вы готовитесь делать карьеру в некой сфере, десять лет учились, а когда вас наконец назначили на самую низшую начальственную должность неожиданно выясняется, что для продолжения карьеры нужно написать симфонию… Я бы точно сломался, музыкального слуха у меня просто нет…

Кроме того, если вы даже интуитивно почувствовали некие правила, но выбрали не ту команду (или ту, которая быстро проиграла, ещё до того, как вы сумели вырваться на некоторый простор, или же просто запутались в представителях «шлейфа», не имея априорного опыта) дорога для вас закрывается, подчас на очень значительный срок. А начинать с нуля после 40-45 лет крайне тяжело… И вот начинаются мучительные фрустрация, которые приводят или к модели «вечно обиженного» (кто таких людей не видел?), или к построению компенсационной модели.

А вот модели бывают разные. Есть «уход от общества» — в походы, горы, путешествия и так далее. Самый острый вариант — «бичи». Есть уход в хобби, коллекционирование, поделки и так далее. В общем, вариантов много. Среди них есть безобидные для общества, так и опасные, например, демонстративная борьба за справедливость и создание соответствующих сообществ, которые свои собственные представления об обществе ставят куда выше как официальных, так и представления общества в целом. Поскольку последнее состоит из конформистов, готовых мириться с несправедливостью!

В СССР такое поведение не зря считали некоторым отклонением от нормы, поскольку тут явно имеет место недостаток социализации. Что в больших масштабах точно признак болезни, а в малых… Тут уж нужно дать слово профессионалам, но я как бывший учитель точно могу сказать, что уже в средних классах видно, у кого из детей будет проблемы в этой сфере. К сожалению, такие люди очень легко манипулируемы (как все обиженные, «на хвастуна не нужен нож, ему немного подпоёшь и делай с ним что хошь!») и не всегда друзьями любого общества. Собственно, основная работа Запада против России как раз на таких людях и была всегда сосредоточена.

Проблема любого общества в том, что властные группировки составляют очень малую долю общества. И с учётом того, что молодёжь очень болезненно воспринимает несправедливость, а процент, так или иначе, «обиженных» и недостаточно компенсированных сильно больше, чем мест во Власти и у почти всех из них есть дети… Ситуация создаётся очень напряженной, причем независимо от общества, эта проблема есть всегда и везде.

Любая Власть, любая элита, всегда решает эту проблему. Иногда системно (самый мощный инструмент — религия), иногда — индивидуально (во многом, именно для решения этой проблемы были придуманы различные льготы и звания в СССР), но проблему нужно решать. Но вот на сломах эпох она всегда обостряется. И с помощью различных партнёров (которые проводят массированную компанию против элитных групп, доказывая обществу, что своё положение представители властной группировки получили несправедливо), и в результате конфликта самих властных группировок, которые сливают информацию о своих противниках при том, что общество в целом не понимает, что элиты живут по другим законам.

Ну действительно, можно ругать олигарха за яхты и квартиры, но никто же не говорит, что если нужно заткнуть «дыру», то олигарх вызывается и ему даётся срок 2 недели… И богатые тоже плачут. Попытки получить богатство без ответственности всегда заканчиваются плохо, до олигархов 90-х это уже дошло. Да даже до Плахотнюка в Молдавии, до Березовского в России, даже Порошенко, при всей своей демонстративной барыжности, скоро это поймёт. И каждый человек для себя должен принимать решение, готов ли он рисковать тем, что имеет, ради большего? Но такие тонкости, как повышенное значение ответственности для «человека Власти», разные пропагандисты обсуждать не любят… Хотя сами категорически отказываются этой самой власти перечить. Во избежание.

Так вот, нам категорически необходимо решать сегодня две принципиальные задачи:

  • Первая — разработать модель взаимодействия Власти и общества, которая не позволит раскачивать таких людей, у которых их тщеславие и честолюбие сильно превышает их реальный социальный статус.
  • Вторая — вменить чиновникам ответственность, чтобы они соответствовали своему статусу «человека Власти».

Иначе мы (с помощью «партнёров», чего уж там скрывать), выпустим из бутылки такого джинна, что мало не покажется никому. Ситуация 90-х годов и попытка консервативного реванша создали в этой сфере крайне взрывоопасную ситуацию и с ней нужно срочно что-то делать!

ИсточникХазин.ру
Михаил Хазин
Михаил Леонидович Хазин (род. 1962) — российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий. Президент компании экспертного консультирования «Неокон». В 1997-98 гг. замначальника экономического управления Президента РФ.