Новости из стран ближнего зарубежья в последние несколько недель явно расширили представления о границах допустимого в межгосударственном диалоге. Если к хамству от украинских соседей на разных государственных и общественных уровнях мы начали уже привыкать как к фоновому звучанию радио, то грузинские инвективы в адрес России, русских и первого лица застали нас в некотором смысле врасплох.
Складывается впечатление, что международные отношения в целом переходят на качественно новый уровень – уровень перепалок в прямом эфире, оскорблений в социальных сетях и в прямом эфире телевидения. Если в классической дипломатии для любых, даже самых жестких, заявлений использовались дипломатические каналы, официальные пресс-секретари дипломатических ведомств и представители глав государств, то сейчас счеты пытаются сводить буквально в прямом эфире. Президент Украины Зеленский, например, недолго думая, предлагает встретиться в Минске с Владимиром Владимировичем в экстравагантном составе: президенты России, США, Франции, немецкий канцлер – и он сам, собственной персоной. На это Россия устами министра иностранных дел делает резонное замечание: «Наверное, когда речь идет о серьезных предложениях, они делаются сначала по дипломатическим каналам, а не публично через Facebook…»
Представители грузинской стороны и вовсе разрывают шаблоны не только о дипломатической этике, но просто о любых нормах человеческой морали, пускаясь в личные оскорбления и оскорбления членов семьи российского Президента.
Реакция на это может быть только одна – как на лай пробегающей мимо собаки, с которой никто не будет общаться на языке высоких международных отношений, а до уровня площадной брани опускаться не собирается. Россия же в этом случае отнюдь не теряет лица и не выглядит оскорбленной на международной арене – все глубже в грязь и ниже уровня цивилизованного общения опускаются наши оппоненты.
Остановка туристического потока и прекращение прямых рейсов в Тбилиси последовали, напомним, после нападения на официальных российских представителей, приехавших по приглашению грузинской же стороны в местный парламент. После личных оскорблений российский Президент, напротив, высказался против ужесточения санкционного режима, поскольку любая реакция на нецензурную брать означала бы, что она дошла до адресата и была услышана. Пока же российская власть позволяет желающим обидеть нашего Президента и народ только одно – плавать в собственных нечистотах.
У России неожиданно появился еще один исторический шанс – выступить эталонным образцом международных отношений и дипломатической этики в мире, в котором даже первые лица государств скатываются к перебранке в телевизионном эфире, Twitter и Facebook.