— Александр Гельевич, новые витки конфликта между США и Ираном – сегодня одна из самых острых тем в международной повестке. Во что может вылиться это противостояние?
— Мое прочтение политики Трампа заключается в том, что он стремится построить свою внешнюю политику так, чтобы удовлетворить два наиболее влиятельных лагеря американского общества. С одной стороны, тех, кто хочет войны – это так называемые ястребы, или warmonger – разжигатели конфликтов, которых в американском истеблишменте очень много. Это собственно военно-промышленный комплекс США, силовые министерства, ведомства. Это люди, которые, естественно, хотят повышения бюджетов, для них войны — это возможность продвижения по службе и укрепления своих позиций в обществе. Война для них — это образ жизни. И когда Трамп идет в очередной военный поход, он, в общем-то, идет в их сторону. Когда Трамп провоцировал эскалацию отношений с Северной Кореей или ситуацию на Ближнем Востоке, когда он грозит кому-то, значит он получает поддержку именно этого сегмента американского общества.
С другой стороны, в Америке существует огромный пацифистский сегмент. Это противники интервенций, начала военных действий, те, кто жестко отвергал политику Обамы. Это и есть основной электорат Трампа, который и избрал его президентом как раз потому, что он выступал против атлантической политики своих предшественников – как демократов, так и республиканцев. Напомню, Обама, получивший Нобелевскую премию миру, был вкупе с Хиллари Клинтон одним из самых агрессивных и милитаристских, жестоких руководителей США. Это уничтожители целых народов, разжигатели мировых войн и конфликтов, осуществители геноцидов. Трамп в реальности на фоне Обамы, несмотря на свой сильный дискурс, грозную риторику, настоящий пацифист. Вот, кто на самом деле должен получить Нобелевскую премию мира. За два года не начать ни с кем войну, для Америки это чудо! И если Трамп продолжит следовать такой политике, она может оказаться для него спасительной. Тогда его президентство будет считаться самым мирным в истории США за последние годы и он сможет избраться на второй срок. Если же Трамп начнет войну с Ираном, это погубит его. Потому что те, кто подталкивает его к войне с Ираном, все эти разжигатели конфликтов, они первые же, после первого же гроба американского солдата, после первой неудачи (а они обязательно последуют) и «похоронят» Трампа, возложив на него всю вину. Я надеюсь на здравый смысл Трампа и что он продолжит лавировать между Сциллой и Харибдой. И мой прогноз, что президент США не пойдет на войну с Ираном, иначе это просто будет означать конец его президентства, его политике, превращения его в того же Обаму. Все его стремления продемонстрировать, что Америка будет другой, не как при Обаме и Клинтон, что с этим глобалистским болотом покончено, будут провалены.
Если не брать в расчет то, что сам Трамп не пойдет на эту войну и представить, что она все-таки может быть, предотвратить ее сегодня могут только Россия и Китая. Что мы видим — Китай находится в состоянии торговой войны с Америкой, Россия находится под санкциями и противостоит однополярному миру США. Если Россия с Китаем будут действовать сообща, если Путин и Си Цзиньпин скажут, что нет, мы эту войну не поддержим, дадут отпор по всем направлениям, это Америку остановит. Самим России и США эти попытки ничего хорошего не принесут, но войны можно будет избежать. Да и в целом, на мой взгляд, вторжение в Иран может стать для США концом. Половина стран не согласится с таким решением и НАТО начнется разваливаться. То, что делает США, никому не нравится, и это просто будет последней войной однополярности.
Если же представить, что война все-таки начнется, то она станет безоговорочной, ничем не компенсирующейся катастрофой для всех ее участников. Это будет война без победителей, проиграют абсолютно все — США, Иран, Россия и все, кто с ними соприкасается.
Если интервенция США произойдет, это будет означать для региона конец. Никакой победоносной американской войны против режима аятоллы не произойдет, в Иране начнется очень сложный долгосрочный конфликт по разным направлениям. Как соседняя страна Азербайджан так или иначе будет втянут в конфликт за счет иранского Южного Азербайджана, это будет катастрофой. В Азербайджан хлынут беженцы, радикальные элементы, Россия в этой ситуации сама будет ослаблена.
К тому же, США не оставляют территориальную целостность тем государствам, против которых идут. Смотрите, все согласились на вторжение в Ирак, оказалось, что это все основано на полной лжи. Все согласились с вторжением в Ливию и это привело к незатихающей гражданской войне, с таким количеством смертей, что это противоречит всякой гуманитарной логике. Методы двойных стандартов направлены против любого игрока, который неугоден США.
— Сегодня многие страны под санкционным давлением США на Иран отказываются от полноценного экономического сотрудничества с Исламской Республикой, поскольку санкции касаются и тех, кто продолжает сотрудничество с ИРИ. Но формат сотрудничества, как считают, направленный прежде всего на реализацию глобальных экономических, транспортных проектов, продолжает существовать. Скоро пройдет очередной саммит глав России, Азербайджана и Ирана, а это уже показатель, что формат выгоден и никакие санкции ему не помеха.
— Конечно санкции негативно влияют на любое государство против которого они вводятся. Они влияют и на Иран, и на Россию, и на Китай и достигают своей цели. То есть нельзя сказать, что это абсолютно бессмысленная акция. Они, безусловно, ослабляют государства, создают внутреннее напряжение.
Но посмотрите на механизм работы этих санкций. Вопреки расчетам американцев, санкции никого не убивают, никого не заставляют встать на колени. Да, они действенны, но не в той степени, в которой в США ожидали. Но говорить, что вот, санкции, мы на них плевали, ничего нам не будет – это неправда. Это пропаганда. На самом деле, это очень болезненный удар, который разве что нас не убивает. Здесь вступает в делу тезис Ницше – «То, что меня не убивает, делает сильнее». Это очень болезненные раны, которые наносят США как Ирану, так и России, и Китаю и другим странам. Но если Россия, Иран, Китай смогут выдерживать эти санкции и смогут сосуществовать в мире, в котором Запад откажет в своем финансовом соучастии в политике и экономике этих стран, то тогда многополярный мир будет реальностью. Западный мир не будет жизненно необходим другим государствам, от него никто не будет зависеть. И эта ницшеанская формула оказывается здесь действенной.
США наносят государствам раны направо и налево и в итоге ответ этих стран США будет страшный. Они нанесут удар по США, от которого Соединенные Штаты уже не оправятся. Таким ударом будет строительство многополярного мира, где Западу предложат занять место одного из полюсов. На этом закончится эпоха американской доминации, гегемонии. Это будет система без преобладания Запада, где Запад будет просто опционален. Мы не будем его приглашать для решения каких-то своих внутренних проблем, мы постепенно выкинем его с территории Евразии и больше ни одной американской базы на территории Евразийского, Тихоокеанского, Африканского пространств не будет. Ни одной. Страны, находящиеся под санкционным давлением, и объединяющиеся приближают конец американской империи. Мне это напоминает последние дни Советского Союза. Американская гегемония заканчивается также, как заканчивалась гегемония Советского Союза. В Кремле отказывались верить, что возможен распад Советского Союза, в республиках же видели, что еще чуть-чуть и всему этому наступит конец. Сегодня всем за пределами США очевидно, что американская гегемония cохраниться не может.
Все те, кто реалистично понимает тот момент, в котором мы находимся, не могут делать ставку на Америку. И эти понимающие пытаются отстоять свой суверенитет, сохранить свои силы, установить между собой форматы сотрудничества – как Россия с Ираном, Россия с Китаем. И, конечно, это касается и Азербайджана, который проводит очень разумную политику. Я считаю, что Ильхам Алиев – самый успешный лидер Закавказья. Он прагматик, реалист, который отстроил свою страну. Он очень уверенно, правильным курсом ведет корабль государства и своей разумной политикой Азербайджан уже обеспечил себе место в многополярном мире. И это место не значит, что Азербайджан будет следовать за Россией, Китаем, это значит, что он будет следовать только своим интересам. Именно это безоговорочное отстаивание собственных интересов и обеспечивает Азербайджану независимость и место в многополярном мире. То, что делает Ильхам Алиев, продолжая и развивая политику своего отца, делает стратегию «азербайджанского чуда» реальной. Место Азербайджана будет со стороны тех, кому принадлежит будущее. Конечно, можно понять тех, кто отказывается от полноценного экономического сотрудничества с Ираном, потому что боятся давления США. Боятся, потому что оказаться под американским давлением, никому не хочется. Но тот факт, что Азербайджан понимает свою необходимость продолжать отстаивать независимую политику — не пророссийскую, не проамериканскую, а проазербайджанскую – делает честь геополитическому ясновидению президента Алиева. Многие идут на поводу, а он не сдается. И главное здесь продолжать этот курс, ничего не бояться, действовать в рамках международного права, если какая-то страна совершает непотребные действия. Реальный политик не должен быть жертвой устрашения, психологической атаки Запада. Настоящий политик взвешивает реальность, факты, действия. Если сейчас поддаться на такую атаку Запада, такая же методология будет применена против тебя. Цветные революции, давление и т.д. Мне кажется, Россия и Азербайджан твердо следуют букве и духу логичной, естественной рациональной политики не поддаваться на шантаж, которые пытаются навязать, устрашая всех участников международного процесса. Трамп должен быть зачинателем нового американского курса, в котором США не противник, а союзник многополярного мира. Но Трамп должен своими руками убрать базы НАТО и вернуть их на свою территорию.
Я не исключаю, что Азербайджан, как и Россия, и Иран, в какой-то момент могут испытать на себе те самые несмертельные удары Запада. Но сегодня в мире уже столько пострадавших от этих несмертельных ударов, что все они стремятся к укреплению взаимодействия друг с другом. Если Америка попытается давить на Азербайджан, Баку легко может найти замену американцам, тем более у Азербайджана для этого все есть. У Азербайджана хорошие отношения и с Россией, и в значительной степени с Китаем, и с Турцией, братской для Азербайджана страной, и с Ираном. Сегодня недовольных политикой США американцами весь мир практически. И они находят новые форматы взаимодействия. Азербайджан поддерживает рациональную политику, опираясь на свои же национальные интересы. Азербайджан прекрасно знает, что в однополярном мире не может быть никакого суверенного государства. Этим простым, но очень трезвым и очень мужественным расчетом продиктована политика Алиева по поддержке формата Россия – Азербайджан – Иран.