Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о проведении очередной войсковой операции против курдов на территории Сирии: «Мы вошли в Африн, Джараблус и Аль-Баб. Теперь мы пойдем на восток от Евфрата. Мы не можем соблюдать тишину перед нападениями на нашу страну». Иначе говоря, турецкое руководство, как не раз уже бывало, открытым текстом дает понять, что у него снова «закончилось терпение» и оно готово открыть боевые действия против курдских ополченцев, которые, между прочим, как и Турция, но в составе международной коалиции, тоже воюют с запрещенным в России «Исламским государством». Получается, и у турок, и курдов враг один, а между схватками с противником они воюют ещё и друг с другом?..
Ситуация фантасмагорическая, но как бы там ни было, Анкара уже поставила мировую общественность в известность, будто объявленные военные действия согласованы с Россией и США.
О том, чего добивается Турция, как эта военная операция может повлиять на ситуацию в регионе, еженедельнику «Звезда» рассказал президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.
Турция всегда претендовала на часть сирийской территории, объясняя это дислокацией отрядов Курдской рабочей партии и проявлением терроризма на территории Сирии. Начиная принимать участие в американском плане расчленения Сирии, Эрдоган намеревался не только отхватить часть сопредельной территории, но и добиться того, чтобы газопровод «СК ГАЗ» шёл через территорию Турции. Этому воспрепятствовали Россия и Иран. Не желали этого и американцы. Но Эрдоган хороший тактик, причём в восточном понимании этого слова. Он и с американцами дружил, и одновременно вел боевые действия против курдов, которые сыграли не последнюю роль в разгроме террористических группировок, включая Джабхат ан-Нусра (запрещена в РФ, — ред) , которую сами турки, скорее всего, и спонсировали.
И сейчас я не особенно уверен, будто Эрдоган согласовал свои действия с Россией и США. Скорее всего, он просто знает позиции этих стран и понимает, что ни Россия, ни США, ни Сирия курдов защищать не будут. Просто он использует этот момент, чтобы иметь сильное влияние на Сирию и её политику, и, конечно, решает вопросы подавления курдского сопротивления на территории Турции. Дело в том, что курды, рассчитывая на политическую поддержку США, не сильно сотрудничали с Дамаском. Россия тоже не привечала сирийских курдов, переметнувшихся на сторону американцев, поэтому сейчас курды просто беззащитны — американцы их бросили, как и следовало ожидать…
Сегодня курдам нужно кардинально изменить свою политику, тогда они будут получать помощь со стороны сирийского руководства, и, возможно, со стороны Ирана и России.
Если говорить о последствиях операции в сирийских районах, которые контролируют курды, то стоит сказать, что Дамаск однозначно против. Но кроме самих курдов, «мешать» Эрдогану никто не станет.
Турция подстраховалась ещё и тем, что войска Сирийской Арабской Республики тоже не начнут действовать против турецкого вторжения, поскольку такую акцию Россия не поддержит, хотя на дипломатическом поле Москва и отстаивает политику полного очищения Сирии от любого незаконного иностранного присутствия, которое осуществляется без согласия Дамаска.
Таким образом — и эту точку зрения поддерживает генерал Ивашов, — помешать турецкому вторжению уже ничто не может. Будет ли оно успешным — другой вопрос. Как бы там ни было, за время боевых действий в Сирии турки многому научились. У них уже было несколько вторжений, при этом далеко не все были успешными, но турки безусловно учли негативный опыт, и, скорее всего, на этот раз в состав турецкий войск будут привлечены те боевики, которые воевали на сирийской территории, в том числе и под турецкими знаменами. Что касается позиции Дамаска, то на сегодняшний день Турция для Сирии — безусловный противник, если не враг. Это официальная позиция сирийского руководства, и вряд ли она изменится в ближайшее время.