«Жизнь задыхается без цели»
Ф.М. Достоевский
Вот уже почти месяц в Москве не прекращаются согласованные и несогласованные митинги и шествия. Формальный повод – недопуск оппозиционных кандидатов до выборов в Мосгордуму, но и о нем в пылу противостояния начинают постепенно забывать. Цель штаба оппозиции – замкнуть протест на себя, а до этого – исправно подкидывать в тлеющий протестный костер дровишки. Когда, не дай Бог, появятся первые жертвы, о выборах все забудут – и разлитый по соцсетям гнев и протест перевесит официальную повестку из телевизора. Дальнейший сценарий понятен и вполне прогнозируем.
Социальную напряженность усугубляют сибирские наводнения и пожары, бедствия климатические и экономические. Добавьте сюда недавнюю пенсионную реформу, очередной виток обесценивания национальной валюты и дешевеющую с начала июня нефть… Поводов для протеста добавится. Народ пока худо-бедно сводит концы с концами и в столичных побиваемых дубинками хипстерах явно не опознает своих. Провинциальная неустроенность и нищета волнуют людей куда больше, чем недопуск каких-то кандидатов где-то в Москве. По выражению Александра Андреевича Проханова, «душа русского человека христианка, но народ — сталинист». По-настоящему необратимые и страшные процессы в стране могут начаться из-за сострадания к побиваемым протестующим и демонстративного наплевательства на живущее в народе чувство социальной справедливости. Тогда технологически решить проблему массовых выступлений уже не получится.
Можно привести еще не один десяток непременных условий, но по-настоящему важных причин народного недовольства всего несколько. Самая главная – отсутствие общих целей и смысла. Постоянный член Изборского клуба Михаил Хазин обращает внимание на то, что молодежь выходит на улицу, сознательно идет под дубинки ОМОНа именно потому, что не видит никакой долгосрочной перспективы – ни для себя, ни, что еще страшнее, для всей страны. Личные проблемы, в конце концов, можно со временем решить, но ведь необходимо планировать жизнь не только свою, но и своих детей и внуков.
Откупаться от назревших и справедливых вопросов с помощью официальной пропаганды все труднее и труднее. Ведь внятных перспектив для себя не видят ни протестующие, ни бойцы полиции и Росгвардии, ни официальный журналистский пул, находящиеся по другую сторону баррикад. Премия за хорошую службу и даже устроенный более или менее быт – это не ответ на вопрос о наших общих целях и смыслах, о пути и перспективах.
Не только жизнь человека, но и жизнь всего российского государства задыхается без цели. Коммунистические расстриги, заложившие экономические и правовые основы нашего государства, предавшие и продавшие всё, что только возможно в 90-х, по своему образцу пытались воспитать молодежь и все общество: никаких общих идей и идеологии, больше бессмысленных молодежных субкультур, отрывочных смыслов и клипового сознания. При Ельцине строилось государство, писалась для него Конституция с четким умыслом отсечь не только конкретную идеологию, но саму возможность её появления.
Конечно, для политтехнологов и PR-щиков отсутствие идеологии – это только плюс: можно бесконечно переливать из пустого в порожнее одно и то же, выдумывать к выборам очередные стратегии, кормить народ из года в год противоречивыми байками, и не отвечать за все это, потому что если нет идеологии, тогда движение в любую сторону можно объявить правильным. Можно, например, строить Евразийский Союз, проводить пенсионную реформу, отказываться от промышленности, вооружать армию, крутить по ТВ дебильные телешоу, говорить о духовности и народности – все на одном дыхании. Нет того общего смысла, с которым это будет согласовываться или противоречить.
Для народа и государства отсутствие цели – это смерть. Народ – это органическое целое, а не заведенные часы или биоробот с механическими стимулами и реакциями. Народ живет в истории, которая куда-то направлена, а государство мы наделяем легитимным правом на насилие тоже с какой-то определенной целью. Если мы не Третий Рим во главе с православным царем, не чающая справедливости во всем мире красная империя, даже не провозглашенная Чубайсом «либеральная империя», то у народа возникает много вопросов. Ведь многие протесты, озлобленность в людях не от противостояния власти, а от отсутствия горизонтов, смыслов и целей у их города, области, страны… Хорошо, мы строим отличные самолеты пятого поколения, гиперзвуковые ракеты и новейшие танки, но для каких целей? Чтобы защищать Родину от врагов? А кто тогда враг, если он есть, какая у него идеология? Если врага можно победить, то как, и что значит такая победа?
Поэтому, в частности, спивается, редеет и убивает себя в абортариях наш народ – потому что зачем рожать детей в бессмысленную бесконечность, где кроме обременения лично тебе ребенок не принесет? Зачем трудиться где-нибудь на оборонительном заводе или каждый день выходить в море, если это не нужно государству – то есть всем нам. Наши русские смыслы не подчинены сиюминутным личным потребностям, так бы мы огромную империю не построили. Просто жить и сводить концы с концами можно и в провинции, но самых активных высасывает Москва, где в огромном человеческом муравейнике в панельном гетто на окраине люди тоже не находят смыслов. В итоге – у нас один из самых высоких индексов самоубийств в мире, апатия, наркомания и алкоголизм. Не из-за плохой медицины, социального обеспечения и образования (хотя и из-за этого тоже), а из-за всеобщей безнадеги и отчаяния.
Уже сейчас к нам едут через Кавказ и Среднюю Азию бесчисленные проповедники радикального исламизма, из Европы – проповедники специфических гендерных свобод и либерализма, всевозможного сектантства, тренеры личностного роста и так далее. В Китае строят социализм с китайской спецификой, а Америка делает себя «снова великой». А что Россия? Социальная, оборонная, образовательная и любая другая политика теряют смысл без общей идеологической установки, без общей Политики с заглавной буквы.
Создание государственных смыслов и защита великой русской мечты – одна из основных функций нашего государства, которое никогда в истории не существовало в форме маленькой европейской страны. Большому и великому государству должны соответствовать большие и великие смыслы, которые мы в Изборском клубе бережно по крупицам собираем – описываем их в статьях, стихах, книгах и сборниках. Потому что не может великая страна мечтать только о гладком асфальте и увеличении ВВП на 0,5% в год. Такие стратегии оставим швейцарцам и эстонцам.
Чтобы русский человек встал во весь рост, расправил богатырские плечи – ему нужны задачи космических, ангельских, непосильных на первый взгляд масштабов. Об этом говорил Достоевский устами князя Мышкина: «… откройте русскому человеку русский «Свет», дайте отыскать ему это золото, это сокровище, сокрытое от него в земле! Покажите ему в будущем обновление всего человечества и воскресение его, может быть, одною только русскою мыслью, русским Богом и Христом, и увидите, какой исполин могучий и правдивый, мудрый и кроткий, вырастет пред изумленным миром, изумленным и испуганным!»
При всем многоцветии огромного государства наша мечта не конфессиональна, не привязана только к одному народу или этносу. Она не вмещается ни под одни партийные знамена, не вписывается ни в одну PR-стратегию. Собрать все интуиции, чаянья, надежды и мечты нашего народа под силу соборно лучшим интеллектуалам и провидцам нашей земли – не в угоду избирательным циклам, приходящим и уходящим лидерам. Это, если угодно, исторический императив и наказ от предков. Потому что стыдно человеку и государству жить без цели и ценностей.