Удивительные дела творятся в дипломатическом ведомстве Чехии. Как стало известно, посол Российской Федерации в этой стране, Александр Змеевский был приглашен в МИД Чехии по поводу выражения ему протеста после высказывания министра культуры РФ Владимира Мединского. На сайте чешского ведомства написано следующее:
«Заместитель министра иностранных дел Чехии Алеш Хмеларж пригласил посла РФ Александра Змеевского, чтобы выразить протест по поводу неправдивых и оскорбительных заявлений члена российского правительства по адресу старосты района Прага-6».
Напомним, что российский министр назвал старосту района Прага-6 – гауляйтером. Это произошло после того, как совет района Прага-6, большинством голосов, принял в четверг решение о переносе памятника маршалу Коневу, под чьим командованием в мае 1945 года, советские войска освобождали Прагу от гитлеровцев, в другое место.
Господин Мединский был весьма категоричен, давая оценку произошедшему.
«Прага была освобождена уже после падения Берлина. Это была не прогулка. Была брошена армия Конева, 12 тысяч наших солдат погибли, освобождая Прагу. Благодарные жители Праги поставили Коневу памятник. А тут староста какого-то района сказал, что они на совете поставят вопрос, чтобы демонтировать памятник освободителю и спасителю города. Такой гауляйтер местного масштаба. И президент Милош Земан как человек мудрый и образованный сказал, что это безобразие и так делать нельзя».
Отдельно хочется напомнить, что в России, начиная с нулевых годов, установлено несколько десятков памятников чехословацким легионерам, принимавшим участие в событиях гражданской войны в России в 1917-1920 годах и речи об их сносе или переносе в России не ведется. Более того, все памятники содержатся в надлежащем виде.
Мы попросили прокомментировать этот инцидент писателя, лидера общественного движения «Патриоты Великого Отечества», Николая Старикова.
— Как известно, лучшая форма обороны — это нападение. По крайней мере, в чешском МИДе считают именно так. И вместо того, чтобы унять своего руководителя местного самоуправления, который решил почему-то перенести памятник маршалу Коневу в другое место, они задают вопросы нашему послу по поводу высказывания министра культуры Владимира Мединского. Я внимательно ознакомился с высказыванием Мединского и не нашел в нем, во-первых, ничего несоответствующего истине, а во-вторых не вижу ничего оскорбительного. Как еще можно назвать человека, который переносит памятники освободителю своего города, пусть даже под самым благовидным предлогом? Я думаю, что чешскому МИДу следует обижаться разве что на самих себя. А что касается российского государства, то мы уже давно говорим о том, что к сожалению, наши партнеры понимают только жесткий язык, а язык озабоченности, язык недоумения, исторического нравоучения, на них не действует и отскакивает от них как от стенки горох.
В России стоит много памятников тем же чешским легионерам, которые, по сути, развязали в России гражданскую войну. Именно так. Они не освобождали Россию от большевиков, они выступили в роли тех, кто спровоцировал гражданскую войну и немедленно отошел в сторону. Чешские легионеры фактически не участвовали в боях гражданской войны. Они заняли железную дорогу в Сибири. Грабили. Сытно ели. Крепко спали. И белые, и красные одинаково старались от них дистанцироваться, потому что это была самая настоящая третья сила.
И конечно не стоит забывать, что в дальнейшем чешские легионеры привели в буквальном смысле к физическому уничтожению белого движения в Сибири, когда они заблокировали контролируемую ими железную дорогу и не дали тем самым белым, речь в данном случае идет об армии Колчака, осуществлять подвоз боеприпасов на фронт и проводить эвакуацию раненых в тыл. Железная дорога в Сибири встала, потому что по ней ехали десятки тысяч вагонов с солдатами чехословацкого корпуса.
Десятки тысяч русских людей, которые замерзли в лесах Сибири, вынужденные пешком отступать во время боев с Красной армией — это тысячи вагонов, забитых умершими ранеными, которые не получили вовремя медицинскую помощь, потому что санитарные поезда не могли проехать по забитой составами с чехословацкими легионерами железной дороге.
Но я думаю, что все эти факты никак не будут трогать наших чешских «братьев», а вот если памятники их легионерам, которые не сделали для России ничего хорошего, будут перенесены в какое-то другое место или вообще демонтированы, я думаю, что тогда какое-то осознание будет к ним потихонечку немного возвращаться. Я за жесткий разговор!