Атака на крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии привела к тому, что этот ведущий экспортер «черного золота» в мире потерял половину от всего объема суточной добычи и переработки нефти. Это сразу же привело к резкому скачку цен на нефть в мире на 15%, а президент США Дональд Трамп принял решение выделить дополнительно нефть из стратегических резервов страны, чтобы стабилизировать ситуацию с ценами на мировом рынке.
«Я санкционировал выделение нефти из стратегического нефтяного резерва, если будет необходимость, в достаточном объеме для сдерживания рынка», — написал Трамп в своем Твиттере.
Соединенные Штаты сразу же объявили в подготовке диверсии Иран, однако учитывая сложность операции и ее техническую составляющую в виде применения беспилотных летательных аппаратов и ракет, некоторые эксперты считают, что за атакой стоит не Иран, а более развитая с военной точки зрения страна.
Этого же мнения придерживается и политолог, публицист, заместитель главного редактора газеты «Завтра» Александр Алексеевич Нагорный.
— Единственная сила, которая могла это организовать с военной и политической стороны, это Нетаньяху и его сторонники в узком круге спецслужб Израиля. Более того, этот удар, как мне представляется, осуществлялся без участия и одобрения со стороны Соединенных Штатов, во всяком случае, без одобрения президента и его администрации, поскольку этот инцидент поставил именно Трампа в очень серьезное положение.
Посмотрите, удар наносится накануне ирано-турецко-российской встречи, поэтому хуситы без поддержки Ирана не могли провести подобную атаку и политически не были заинтересованы в этом, а между тем, эта операция создает условия, когда Трамп оказывается в положении, которое можно охарактеризовать как «казнить нельзя помиловать». И отсюда колебания Трампа, с одной стороны он должен нанести ответный удар, но в этом случае, Иран, чтобы поставить себя в ряд победителей, тоже отвечает и идет расширяющийся конфликт, который абсолютно не нужен Трампу в предвыборный год.
Что касается возможных версий относительно того, что эта атака спровоцировала рост цен на нефть, что, безусловно, выгодно для производителей сланцевой нефти в США, чья себестоимость достаточно высока, то, во-первых, рост цен будет временный, во-вторых, он кардинально ничего не меняет, поэтому экономический фактор уступает военно-стратегической и политико-идеологической составляющим.