Русофобия на мировой арене медленно, но, верно, становится неликвидным товаром. Прибалтика, Украина, многие государства Восточной Европы и Средней Азии получали значительные преференции, экономическую и военную помощь в обмен на услуги «сдерживания» России. Лояльность Вашингтону до сих пор может принести некоторые преференции соседним с Россией государствам, но все больше – просто «для поддержания штанов».
Администрация американского президента еще раз подтвердила установку на реализм во внешней политике, когда устами лично Трампа заявила о пересмотре программы военной поддержки киевского режима. С точки зрения Вашингтона, тратить деньги можно только на понятные и приносящие явные дивиденды проекты. С занявшим жесткую и последовательную позицию Владимиром Путиным все больше в мире хотят договариваться, а не враждовать.
В то же время это не означает «слив» Украины со стороны США. Сокращение финансирования от Пентагона связана еще и с чудовищных масштабов коррупцией, из-за чего и само поставляемое оружие, и прямая финансовая помощь на вооружение идут в арсеналы и карманы третьих лиц.
Стоит напомнить, что с 2014 года Соединённые Штаты воздерживались от передачи Украине летального вооружения. Однако в начале марта 2018-го Госдепартамент одобрил поставку 37 ВСУ пусковых установок противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) Javelin и более 200 боеприпасов к ним на сумму 47 млн долларов. Спустя полтора месяца партия оружия поступила на вооружение ВСУ. Но и с этими системами вышла незадача.
Во время испытаний киевскими же специалистами была выявлена неисправность маршевых двигателей комплекса. В письме на имя тогдашнего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова говорилось об истечении предельного срока заводской эксплуатации силовых установок. Также гендиректор киевского КБ «Луч» обратил внимание на ряд недостатков Javelin, таких как небольшая дальность стрельбы (до 2500 м), сложность эксплуатации в неблагоприятных погодных условиях, необходимость привлечения иностранных специалистов для сервисного обслуживания и ремонта ПТРК. Кроме того, использование американских комплексов в войсках требует значительных расходов на их содержание.
Вопрос поставки Киеву военной помощи на сегодняшний день завис в политическом треугольнике Трамп – Пентагон – Сенат, в котором парламент лоббирует военную поддержку, а президент пытается урезать финансирование, чтобы направить средства на строительство стены с Мексикой.
Как видим, даже в столь принципиальном вопросе, как оборонительный суверенитет, Украина целиком остается зависимой от внешних игроков. Почти за пять лет, прошедших со знаменитого заверения Порошенко «весь мир с нами», Украина окончательно превратилась в один из аргументов во внешнеполитическом торге Европы, США, Китая и России – и далеко не самым значительным, а сами поставки – в элемент внешнеполитического шантажа. В случае «большой сделки» между Трампом и Путиным, которой так боятся оппоненты американского президента, Украина ляжет на стол в виде разменной карты для решения совсем не украинских интересов.