Мы много раз обращались к теме Украины, но ни разу не разбирали украинский кризис с точки зрения теории элит. Между тем, это одна из основных причин украинских невзгод и исторических неудач – отсутствие правильного подхода к формированию и функционированию элит.
Сначала после Оранжевой революции 2004 года, а потом после Майдана 2014 новой властью запускались одни и те же процессы – радикальное изменение кадрового состава и архитектуры власти по известному революционному принципу «Мы наш, мы новый мир построим…». Не просто депутатами Верховной Рады, а заместителями министров, министрами, становились люди без всякого опыта управленческой работы. Причем назначения все так же происходили по принципу родства, свойства, принадлежности тому или иному финансово-промышленному клану и т.д. Каждый раз, вплоть до сегодняшнего дня и недавнего обновления состава Кабмина, причины очередного Майдана коренились в Майдане предыдущем. Таковы печальные циклы украинской политики.
Любая политическая система состоит из двух неравных частей: политической и бюрократической. Бюрократическая стабильно обеспечивает функционирование государственных институтов, а политическая – их политическую устойчивость и здоровый фон. При этом одна сменяемая часть не должна зависеть от другой – профессиональной. Проблема Украины в этом смысле – в постоянной экспансии политической части на бюрократию в надежде на радикальное обновление кадрового состава. В итоге управленческий слой, во-первых, крайне зависим от той или иной олигархической группы, а во-вторых – едва набравшись опыта, отстраняется от власти на среднем и высшем уровне.
Вот и при новом президенте Зеленском украинская власть будто бы самовоспроизводится с чистого листа – и уже первые заявления и действия новых министров свидетельствуют о крайнем непрофессионализме представителей Кабмина. Сначала утверждается, а потом отвергается так называемая «Формула Штанмайера», министрами становятся люди с нулевым профессиональным опытом, а премьером – глава небольшой юридической фирмы. Никто по-прежнему не понимает, что управленческие компетенции – это не принадлежность к влиятельной группе, а ряд определенных навыков и умений. Почему-то все хотят записаться на прием к самому опытному стоматологу, сесть в машину к опытному и знающему дорогу таксисту, получить консультацию от высококлассного юриста, а стук в моторе чтобы продиагностировал механик с большим стажем.
Россия в этом, к сожалению, отличается от Украины не так существенно. Когда заходит речь о политике и управлении – первым делом нужно «убрать старых и поставить новых». Это уже на уровне управленческих рефлексов. Этот стереотип работает и на уровне обывателей, и даже на высшем управленческом уровне. Губернатор после назначения пытается завести «свою команду», убирает профессионалов с огромным опытом и расставляет везде безусловно лояльных, а потом вместе с населением расхлебывает итоги кадровых решений. Вот и получается – «набрали верных, а спрашивают, как с умных».