9 октября Турция начала антитеррористическую операцию «Источник мира» на территории северной Сирии, находящейся под контролем курдов, которую называют Раджава.

Доктор политических наук, российский философ и публицист, лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин, отвечая на вопросы Media.Az отметил, что вторжение Турции в регион Раджава — интересный геополитический проект, более того, одно из важнейших событий последних лет.

«Сам факт появления турецких военных в Сирии обсуждался на самом высшем уровне, в том числе и с президентом России Владимиром Путиным еще до того, как был сбит российский самолет. Тогда речь шла не о Раджаве, а об Африне. Но именно потому что Владимир Путин дал понять, что для соблюдения национальных интересов Турции и противодействии курдскому терроризму (угроза шла из северной Сирии, а боевиков поддерживали США и Израиль), Москва не будет возражать против военной операции. Это имело принципиальное значение для Турции», — отметил Александр Дугин.

По его словам, противостояние курдскому терроризму является главной заботой Анкары: «Много говорят о «тюркизме», «неоосманизме». Но это — фон. По словам нашего собеседника, если власть справляется с угрозой, например, с Рабочей партией Курдистана (PKK), то получается, что имеет поддержку общества. В России это понимают. «Когда начались события в Сирии, Турция была очень обеспокоена усилением радикальных курдских элементов на севере Сирии, вышедших из-под контроля. Их поддерживали США и Израиль, подталкивающие к созданию Курдистана. Этим был принципиально озабочен президент Турции Реджеб Тайип Эрдоган. И когда Владимир Путин поддержал его (пусть и косвенно), был сбит российский самолет, что привело чуть ли не к войне между Россией и Турцией», — рассказал Александр Дугин.

Потом выяснилось, что за всем этим стоял заговор Гюлена, FETO. Была и попытка государственного переворота. Все это тесно связано с Фетхулахом Гюленом, считает Александр Дугин.

«Позже, когда Эрдоган извинился (за сбитый российский самолет – ред.), возвратился на евразийские позиции, случилась операция в Африне (город на северо-западе Сирии – ред.), Россия не стала жестко реагировать. А не так давно была ситуация с Идлибом. Турция согласилась с условиями российской стороны, которые были важны и для главы Сирии Башара Асада. Но платой стала возможность движения турецких войск в Раджаву», — заявил Александр Дугин.

По словам нашего собеседника, в то время стояла задача выбить боевиков из Идлиба, часть из которых, увы, успела перебраться в Ливию. «Наступление (турецкое — ред.) на Раджаву находилось в рамках определенных договоренностей. Это такая «холодная геополитика». И мы подошли к кульминационному моменту – переориентации Турции с евроатлантизма, на евразийство, переходу к многополярному миру».

— А почему же звучат такие противоречивые оценки операции Турции в Сирии?

— Россия, конечно же, напрямую одобрить не может (турецкую операцию – ред.). И курды не являются нашими противниками. Но за спиной курдов все-таки стоят глобалистские интересы Запада. Но вот то, что сейчас происходит в Раджаве – выгодно как раз тем, кто выступает за многополярный мир.

Турция идет на обострение с Западом, который поддерживает курдов в Сирии. Россия не может напрямую одобрить эти действия. В этом не заинтересован и Иран. Но здесь важны нюансы – кто и как выражает несогласие или обеспокоенность. На самом деле все идет к обострению отношений Турции с Западом и, возможно, к выходу Анкары из Североатлантического альянса. А это является стратегической целью евразийского блока, что укрепит многополярность в мире.

— А что вы думаете о странной реакции президента США Дональда Трампа? То он против турецкой операции, то не очень против, то обвиняет курдов в том, что они не оказали поддержку союзникам во время высадки в Нормандии во время Второй мировой войны. Это какая-то парадоксальная логика?

— Это интересный вопрос. На самом деле Дональд Трамп проводит очень глубокую стратегическую политику. Но он противник интервенций на Ближнем Востоке. Нынешний президент США – американский изоляционист. И потому он не хочет отвечать за ту геополитическую структуру, которую создали его предшественники. Идея помогать курдам – прекрасному, героическому, но несчастному народу, принадлежит предыдущим администрациям, сторонникам идей интервенционализма, «гуманитарных бомбардировок» и т.д. Это те, кого Трамп называет «болотом». Это холодные, жестокие, либеральные нацисты, которые фактически лишили жизни сотен тысяч человек, просто желая перекроить карту Ближнего Востока. Дональд Трамп не поддерживает этих целей и планов. Он никогда не был сторонником мифа о поддержке Курдистана, идеи вторжения в Сирию. Глава Белого Дома хочет вывести американские войска, чтобы сосредоточиться на других проблемах.

Меньше всего Трамп хочет столкновения с турецкими войсками. В американо-турецком конфликте, в конечном итоге на стороне Турции выступят Россия и Иран. Так что платить за не свою геополитическую интригу Дональд Трамп не хочет. А планы его предшественников полностью провалились, Трамп это прекрасно понимает. И кто бы и что бы ни говорил, президент США показывает довольно последовательную позицию. Он не хочет, и не будет вмешиваться в кризисную ситуацию, которую создал не он.

Но с другой стороны, американские войска там, на Ближнем Востоке. Да, поддерживать хорошие отношения с Эрдоганом – это важно. Так что ситуация сложная. Скорее всего, Дональд Трамп хочет просто уклониться от жестких решений, чтобы и Турция осталась в НАТО, и все проблемы были решены.

Но, возвращаясь к теме: и турки, и курды – прекрасные народы. И говорить о том, что турки идут карать курдов — в корне неверно. Турки идут с целью покарать террористов, которых настроили внешние (антитурецкие – ред.) силы.

Самое интересно то, что Турция как член НАТО сейчас может противостоять не только радикальным, в том числе и курдским группам, но и американским войскам. Мы можем увидеть и распад НАТО. Если Трамп или Европа сделают резкие жесты в адрес Анкары, тогда Турция просто выйдет из Североатлантического Альянса.

И еще скажу: мне кажется, что в руководстве Азербайджана, а ваша страна является близким соседом и Турции, и России, и Ирана, прекрасно понимают, что происходит. Но, наступает переломный момент. Не нужно верить упрощенным геополитическим картинам. А Турция в лице ее президента Эрдогана показывает, что серьезно относится к такому фактору, как суверенитет своей страны.

ИсточникMedia.az
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...