12 ноября Юрий Поляков отмечает свое 65-летие. Человек широкой души, он решил преподнести себе и публике подарок — целый театральный фестиваль под названием «Смотрины». Это уже второй смотр, посвященный исключительно драматургии Полякова. Спектакли, которые привезут в Москву театры из разных городов России, пойдут с 1 по 13 ноября в Большом и Малом залах театрального центра «Вишневый сад», на сценах МХАТа имени Горького, Театра Cатиры и театра Российской армии. Ну и сами московские труппы не останутся в стороне.

— Юрий Михайлович, у фестиваля такое уютное домашнее название. Откуда?

— Фестиваль получил имя по моей пьесе «Смотрины», написанной в 2000 году. Под названием «Контрольный выстрел» ее поставил на сцене МХАТа имени Горького Станислав Говорухин. И она идет там до сих пор, собирая полный зал. Во-вторых, да, наш фестиваль носит товарищеский характер, в нем участвуют те, кто понимает: в театре главное — что, а не как. И кто не боится ставить мои пьесы.

— А чего тут бояться?

— Еще во время «Смотрин-2015» театры жаловались мне, что из Москвы к ним поступали звонки: поедете на поляковский фестиваль — о «Золотой маске» забудьте. «Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие», как говаривал персонаж великого Островского.

— Расскажите, что увидят зрители на этот раз.

— Как и в 2015-м, праздник открывается на сцене МХАТа имени Горького. Зрители увидят премьеру постановки «36 часов из жизни одинокого мужчины» («Грибной царь») в режиссуре Александра Дмитриева. Первоначально собирались восстановить прежний спектакль «Грибной царь», поставленный еще Татьяной Дорониной, но «по ходу пьесы» вышла совсем новая работа. Но в главной роли по-прежнему народный артист Валентин Клементьев. Напомню: «Смотрины-2015» открывались мелодрамой «Как боги…» также в постановке Татьяны Васильевны. Она тогда даже пошутила: «Вас, Юрий Михайлович, во МХАТе ставят уже чаще, чем Булгакова, но пока еще реже, чем Горького». Имя великой русской актрисы Татьяны Дорониной не могу сейчас произносить без боли — власть, по моему мнению, поступила чудовищно несправедливо, отстранив ее от руководства театром, ею же, по сути, созданным на обломках разделившегося в себе самом старого МХАТа…

Как и в прошлый раз, на сцене Театра Российской армии сыграют хорошо известных публике «Одноклассников» в постановке Бориса Морозова. А закрытие фестиваля, как и четыре года назад, пройдет в Театре Сатиры у Александра Ширвиндта, где мы скромно отметим мое 65-летие. Там в 383-й раз сыграют «Хомо эректус» в постановке Андрея Житинкина. Кстати, назовите мне хоть одну «новодрамовскую» вещь, которая выдержала столько представлений, — и я до конца жизни буду поить вас коньяком.

— А в чем отличия нынешнего смотра?

— В прошлый раз приезжие театры играли на сцене «Модерна», который создала и много лет им руководила народная артистка Светлана Врагова. Там шел отличный спектакль «Он, она, они», который любили зрители. Но Врагова осмелилась на страницах «Литературной газеты» покритиковать тогдашнего московского заместителя мэра Печатникова. Ей были предъявлены вздорные претензии, опровергнутые потом на суде, но театр, ее детище, у нее отобрали, подарив господину Грымову. Давно удалили из власти обидчивого Печатникова, но о том, чтобы исправить вопиющую несправедливость, никто и не помышляет. Поскольку я выступал в защиту Враговой, моя пьеса была снята с репертуара. И я очень благодарен народному артисту Олегу Цареву: он вместе с единомышленниками поставил заново «Женщин без границ», и 12 ноября этот спектакль можно будет увидеть в театральном центре «Вишневый сад», которым руководит Александр Вилькин — эта площадка теперь тоже входит в число фестивальных.

— Вы еще не сказали о новинках в репертуаре праздника.

— Конечно, появились и новые пьесы. Самарский художественный театр привезет роскошный «Чемоданчик», который поставил Павел Карташев. Пензенский драматический театр под руководством Сергея Казакова покажет «Золото. Любовь. Революцию» («Золото партии»). Свою версию этой комедии представит и Театр-студия Всеволода Шиловского.

Увы, по финансовым соображениям пришлось отказаться от географически удаленных театров — например, от Хабаровского драматического с его замечательным «Козленком» в постановке Ливнева, от «Чемоданчика» сербского театра «Мадлениум». Зато приедет Иркутский драмтеатр имени Охлопкова с великолепным спектаклем «Халам-Бунду». Рыбинский драмтеатр привезет «Как боги…» в отличной постановке Петра Орлова. Борисоглебский театр привезет «Левую грудь Афродиты».

— Вас не тревожит, как примет избалованная московская публика коллективы из регионов?

— Знаете, в прошлый раз столичные зрители хорошо принимали работы губернских театров. Прежде всего потому, что те были очень качественными. Нормальному московскому театралу давно надоело вымученное новаторство. Кроме того, у меня есть свой зритель. Это в основном наша русская интеллигенция.

comments powered by HyperComments