Президент Украины Владимир Зеленский предлагает заменить на территориях ДНР и ЛНР подразделения Народной милиции патрулями некой, никому пока неведомой и ни с кем не согласованной «муниципальной стражи». По мысли Зеленского, в такие патрули должны войти украинские нацгвардейцы (в недавнем прошлом — солдаты и офицеры внутренних войск), представители ОБСЕ, а также — самопровозглашенных республик, не участвовавшие в боевых действиях.
С подобной идеей глава государства намерен выступить на предстоящей встрече «нормандской четверки» в Париже. Об этом он сам рассказал бывшими украинским студентами, принимавшими участие в событиях на Майдане в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года.
При этом президент не уточнил, должен ли, по его мнению, каждый патруль «муниципальной стражи» состоять именно из трех человек: по одному от Украины, от ОБСЕ, а рядом с ними — вооруженный представитель ЛДНР? Или речь идет только о пропорциональном распределении?
Стоит отметить, что Минскими соглашениями никакой «муниципальной стражи» в Донбассе не предусмотрено. Зато документ оговаривает легализацию в законодательном поле Киева в отдельных районах Донецкой и Луганской областей собственных отрядов Народной милиции. В настоящий момент такое название носят 1-й и 2-й армейский корпуса республик, являясь, по сути, полноценными вооруженными силами. С танками, тяжелой артиллерией и РСЗО. Если продолжать мысль Зеленского — эти подразделения должны быть разоружены и выведены за пределы международно-признанных границ Украины. Куда? И что тогда останется на Донбассе от нынешней Народной милиции?
Кроме того, Минские соглашения подразумевают амнистию для всех участников боевых действий. В этой связи непонятно: с какой стати Киев предлагает не допускать ветеранов со стороны республик к исполнению надзорных и полицейских функций? Между тем, судьба закона об амнистии до сих пор не ясна. Украинская сторона не первый год противится его принятию, предпочитая амнистировать только участников гражданской войны со своей стороны.
В общем, что-то Зеленский снова темнит накануне саммита. К чему выдумывать что-то новое, если есть текст Минских соглашений, которые надо просто выполнять?
— Зеленский, прежде всего, — профессиональный лицедей. И остался таковым в большой политике. А лицедей — он озвучивает то, что написал для него драматург. Но никак не то, что сам думает. Поэтому веры словам лицедея быть не должно.
Однако самое главное — в другом. Драматург и режиссёр вложили эти слова в уста лицедея в преддверии встречи в «нормандском» формате.
Мы знаем, что Киев на протяжении нескольких недель демонстративно выполняет Минские соглашения с превеликим скрипом и исключительно из-под палки. Хозяевам Зеленского важно добиться либо пересмотра Минских договорённостей, либо отказаться от их выполнения. Но отказаться не просто так, а чтобы сослаться на уважительную причину.
Вот для этого Зеленский и озвучивает то, что заведомо неприемлемо для республик Донбасса. И, кстати, для этого же и готовятся беспорядки в Киеве в дни парижского саммита. Для демонстративного выхода из Минского процесса лучшего форс-мажора не придумаешь…