В информационном пространстве улеглись страсти по поводу проходившего в понедельник долгожданного саммита лидеров стран Нормандской четверки. От этой встречи многие ждали прорывных решений. Многие эксперты отмечают, что на саммите было «непропорционально мало Донбасса»: ситуация в шахтерском крае в нашем случае стала скорее поводом для встречи, на которой принимались решения по целому ряду накопившихся вопросов между Россией и Евросоюзом. Причем часто заинтересованной стороной в них оказывалась и Украина.

Тем не менее, уже сейчас понятно одно: достигнутые на встрече лидеров России, ФРГ, Франции и Украины договоренности вряд ли могут кардинально улучшить ситуацию в Донбассе. Причина простая: полнейшее отсутствие у Киева желания выполнять взятые на себя обязательства при весьма ограниченных средствах внешнего принуждения Украины к миру. Поэтому результаты встречи, скорее, напоминают хрупкое перемирие в преддверии куда более серьезных решений…

Четыре месяца гарантии

Для начала вспомним события 2013-2014 годов в Киеве. Как известно, «евромайдан» начался 21 ноября 2013 года, и до середины января 2014 года он развивался весьма вяло. Однако самые жаркие события пришлись на февраль: именно тогда необандеровские боевики забрасывали камнями и зажигательной смесью омоновцев, являвшихся в те дни последним бастионом правопорядка. Развязка наступила 22 февраля, когда победившие националисты заняли правительственный квартал о объявили о низложении президента Виктора Януковича.

Многие уже успели задаться вопросом: «Почему же так долго шла раскачка?» Ведь под таким информационным прикрытием, как олимпийские игры, в 2008 году грузинский президент уже пытался устроить военную авантюру в Южной Осетии. Почему же на Украине переворот случился аккурат за день до закрытия олимпиады в Сочи, а не в начале игр и не перед ними? Ведь тогда возможностей для провокаций было бы куда больше.

Обратим внимание на дату переворота: до конца февраля остается неделя. И это значит что отопительный сезон близится к завершению, а пик потребления газа в Европе уже пройден. Иными словами, что бы ни случилось на украинском транзитном коридоре, через который в 2013 году из Сибири на Запад ушло 83,7 млрд кубометров газа, до новых холодов минимум полгода.

А теперь сухие цифры. Расчетная годовая пропускная способность ГТС Украины на западных границах в целом составляет 178,5 млрд кубометров в год, в том числе со странами Евросоюза — 142,5 млрд кубометров. В реальности же украинская ГТС никогда не работала на полную мощность: за все постсоветское время максимум прокачки пришелся на 1998 год и составил 141,1 млрд кубометров газа. Максимум последнего десятилетия — 104,2 млрд кубометров – был достигнут в 2011 году, минимум пришелся на 2014 год — 62,2 млрд кубометров. В 2018 году прокачали 86,8 млрд кубометров. Для сравнения: проектная мощность «Северного потока-1» составляет 55 млрд кубометров в год, пиковая и фактическая — 61,96 и 58,8 млрд кубометров соответственно. «Северный поток-2» обладает аналогичными параметрами: после его запуска украинская ГТС попросту превратится в лишнее звено даже без учета черноморских газотранзитных коридоров.

Тем не менее завершение прокладки «Северного потока-2» ожидается в канун новогодних праздников, плюс потребуется время для пусконаладочных работ. Поэтому так важно было добиться хотя бы относительной покладистости от украинского президента на предстоящие четыре месяца до следующего саммита: а там и зима уже закончится, и газопровод заработает.

Киев: шантаж и саботаж

То, что Украина не собирается выполнять взятые на себя обязательства, было понятно уже перед саммитом, и последующие часы после его завершения только подтвердили эти ожидания. Максимум на что пойдет Киев – это обмен пленными по формуле «всех на всех», хотя и не факт что с таким «тугодумством» успеет до конца года. Про прекращение огня говорить не приходится: с украинской стороны смертоносные «подарки» как прилетали, так и прилетают. А в вопросе же политического урегулирования мы увидим разве что изображение Украиной бурной деятельности.

Вообще двумя главными инструментами Киева в уклонении от выполнения взятых на себя обязательств являются шантаж и саботаж. Как выглядит шантаж – достаточно посмотреть видеозаписи устроенной под офисом президента Украины национал-радикалами в ночь на 9 декабря акции «Варта на Банковій» («Стража на Банковой»). (Банковая – улица в Киеве, где размещены правительственные учреждения — ред.). В принципе Зеленскому в переговорном процессе такой информационный фон только на руку: будете продавливать выполнение Минских соглашений – получите государственный переворот, и не факт что пришедший на его волне новый хозяин президентской булавы окажется сговорчивее. А заодно можно и умыть руки в случае невыполнения подписанного: дескать, я же предупреждал, что злые радикалы все карты на столе смешают!

Куда изощреннее выглядит саботаж. Например, можно выдвинуть не просто заведомо неприемлемые оппонентам, но прямо противоречащие Минским соглашениям условия. Накануне саммита Нормандской четверки Зеленский выступил с инициативой от создании в неподконтрольных Киеву районах Донбасса вместо прописанной в документах народной милиции так называемой «муниципальной стражи», комплектуемой пропорционально из наблюдателей ОБСЕ, украинской нацгвардии и… жителей ДНР и ЛНР, которые не были замешаны в событиях 2014 года и более поздних. Что такое ОБСЕ – комментарии излишни: эта организация неоднократно передавала украинским спецслужбам данные русских активистов, сообщавших факты притеснения русскоязычного населения в Донбассе, а также пытавшихся получить у нее комментарий представителей прессы. Национальная гвардия Украины в значительной мере находится под влиянием национал-радикалов. Понятно, что из Донецка и Луганска в адрес Киева тут же прозвучала жесткая отповедь.

Или другой вариант: глава крупнейшей и подконтрольной Зеленскому парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия и его заместитель Александр Корниенко внесли на рассмотрение Верховной рады законопроект с поправками к уже действующему закону об особом статусе Донбасса. Речь в этих поправках идет о продлении ныне действующего закона после 31 декабря 2019 года до создания нового правового акта.

Спустя несколько часов разразился новый скандал. На сайте президента Украины был размещен преднамеренно искаженный текст коммюнике Парижского саммита. Как известно, стороны договорились, что будут обсуждать все без исключения правовые аспекты особого статуса Донбасса. Но Киев трактовал коммюнике по-своему: в размещенном документе значилось следующее: «все правовые аспекты Закона об особом статусе». А это уже классическая подмена понятия: особый статус предусматривает целый комплекс законов и соглашений Киева с Донбассом, вместо этого термин сужается до одного закона.

Король-шут

Все великое, как известно, случается один лишь раз. История знает случай, когда лицедею удалось стать не просто великим властелином, а предводителем половины земного шара, и судя по итогам его правления, он действительно соответствовал должности. Звали этого человека Рональд Рейган. Разумеется, все попытки Зеленского хоть как-то сравниться с сороковым президентом США выглядят даже не просто комично, а нелепо: все-таки у Рейгана за плечами была не только актерская карьера в юности, но также ответственные посты в профсоюзном движении и практически все ступеньки, полагающиеся американскому политику высокого ранга в зрелости. Зеленский же по сравнению с ним – вообще нечто искусственное, выведенное в инкубаторе под чьи-то сиюминутные потребности. Никакого политического опыта, дутые рейтинги – все это верный признак того, что перед нами просто не то халиф на час, не то глашатай короля, по каким-либо причинам прячущегося за кулисами.

Весьма интересным маркером обстановки является показ по телеканалу ТНТ сериала «Слуга народа». Вроде бы, ну что тут такого: канал развлекательный, частный, да и в России нет запретов на украинскую кинопродукцию. Правда, входит этот телеканал в «Газпром-медиа холдинг», что уже вызвало некоторые весьма недвусмысленные ассоциации в умах многих националистов: смотрите, он же за газовый транзит продал Украину этому злому Кремлю, да еще и замаскированную под гонорар взятку получил! И этот телепоказ вполне может стать неплохим клином в отношения Зеленского с радикалами: так или иначе с этой категорией пытались договариваться все без исключения украинские президенты.

Здесь есть еще один интересный момент: актер запоминается созданным на экране или сцене образом, а не тем, каким он был в реальной жизни. То есть, Владимир Зеленский рискует окончательно получить имидж не солидного политика, а какого-то там героя комедийного, не слишком понятного большинству не связанных с постукраинским пространством россиян, телесериала. Это к вопросу о том, что нужно вовремя выбрать между лицедейством и президентством. Ибо король на придворном маскараде даже в шутовском наряде останется венценосцем, а вот шут в королевской мантии и короне как был скоморохом — так им и останется. И еще: смешной оппонент не страшен.

ИсточникДон 24
Александр Дмитриевский
Дмитриевский Александр Владимирович (р. 1974) — историк, публицист, ветеран русского движения Донбасса. Постоянный эксперт Изборского клуба Новороссии. Подробнее...