В 1995-м, в Крыму, по факту произошёл государственный переворот, на который официальная Москва никак не отреагировала. И снова далеко не последнюю роль сыграли личные амбиции Бориса Николаевича и его приближённых. Не секрет, что тогдашние обитатели Кремля испытывали серьёзную личную неприязнь по отношению к Юрию Мешкову, который состоял в дружеских отношениях с противниками Ельцина – бывшим вице-президентом Александром Руцким и экс-председателем Верховного Совета России Русланом Хасбулатовым.
Кроме того, увязшая в Чечне Москва стремилась как можно скорее подписать договор с Украиной (большой договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве в итоге был подписан только 31 мая 1997 года, вступил в силу после ратификации парламентами обеих стран 1 апреля 1999 года, а спустя ровно двадцать лет, 1 апреля 2019 года, прекратил своё действие по инициативе Киева – прим. автора), и сдача Крыма была своего рода «авансом». Во всяком случае, именно такую точку зрения высказал депутат Государственной думы I созыва Владимир Исаков на страницах оппозиционной ельцинскому режиму газеты «Советская Россия» (номер от 21 марта 1995 года).
«Именно ельцинское руководство, и это надо подчеркнуть, абсолютно не было заинтересовано в тех, кто к России тяготел. Вспомним, в каком подвешенном состоянии находились Абхазия и Южная Осетия. Вспомним, как был сдан Крым, который катастрофически зависел от материка, и Киеву было достаточно нажать на пульте кнопку управления энергосистемами, чтобы показать, кто хозяин. Это всё было, и мы от этого никуда не денемся», — заявил в беседе с корреспондентом News Front донецкий историк и политолог, эксперт Изборского клуба Новороссии Александр Дмитриевский.
По его словам, на исходе существования СССР именно российское руководство инициировало разрыв в том числе экономических связей с другими советскими республиками, в том числе и с теми регионами, которые тяготели к России.
«Я сейчас работаю над диссертацией, и именно в архивных документах Донецкого обкома партии 1989-1990 гг. постоянно попадаются моменты, где откровенно пишется, что Россия запретила вывоз со своей территории такого-то сырья. Экономические связи у того же Донбасса в общем-то в основном были завязаны на Россию, и получается, Россия обрывала экономические связи тем, кто на неё всегда ориентировался», — подчеркнул Дмитриевский.