Отрывок из готовящейся к публикации книги «Европейский национал-социализм: проблемы идентификации и преодоления».
Через три четверти столетия после силового разрушения нацизма в ходе Второй мировой войны Европа столкнулась с проблемой возрождения этой преступной практики. Если ранее нацизм носил ярко выраженный антисемитский характер, то сейчас он оказался направленным на разрушение и уничтожение русской нации, как внутри России, так и за ее пределами — в рассеянии. Однако правящая российская элита до сих пор не определяет русофобию части европейских элит, как нацистскую практику.
Причиной этого политического инфантилизма правящих российских элит, в значительной степени, является неопределенность, которая царит в отечественном обществоведении.
Нацизм в своих работах рассматривало достаточно большое число ученых. Из советских достаточно назвать фамилии А. Галкина, О. Пленкова, В. Шамбарова, из западных — К. Гейдена, Р. Эванса, Т. Массона, Р. Гриффина, Д. Майера, Д. Мосса, Х. Линка, Р. Лемке. В современной России тема нацизма, к сожалению, рассматривается преимущественно историками.
Исследователи дают множество определений нацизма, но все они сводятся к перечислению его основных характеристик: традиционализм, национализм, анти-либерализм, экстремизм, антикоммунизм, этатизм, популизм, антисемитизм, милитаризм, вождизм, расизм и ряда других. Все эти, действительно важные, характеристики рассматриваются, как рядоположенные, то есть не связанные между собой сущностным способом. Это позволяет свободно вводить или исключать любую из означенных характеристик из общего объема понятия, делает определение нацизма крайне расплывчатым и негодным к практическому применению. Нет в среде специалистов и четкого разграничения понятий нацизм и фашизм.
Отсутствие ясности в понимании природы нацизма и фашизма ведет к тому, что в научный оборот, и в общественное сознание в целом, вводятся несущие схожую смысловую нагрузку понятия: неонацизм, интегральный национализм, расизм, этническая дискриминация, ксенофобия, тоталитаризм. Это вносит еще большую путаницу в оценки развивающихся в настоящее время в Европе негативных общественных процессов.
По нашему мнению, главным отличительным признаком фашизма и его разновидности нацизма является насильственное деление членов буржуазной нации на высшие и низшие слои по этническому признаку, то есть существование в обществе этнической иерархии.
Для докапиталистических способов производства существование этнической иерархии было совершенно естественным делом. Рабовладельцы и феодалы обычно принадлежали к одному, а рабы и крепостные к другому(другим) этносу(сам). Этническая эксплуатация составляла неотъемлемую часть внеэкономической эксплуатации.
Развитый капитализм уравнивает в юридическом плане всех членов общества между собой, независимо от их этнического происхождения. Это условие эффективного функционирования капитала и рыночной экономики, обслуживающей его потребности. Деление членов капиталистического общества на высшие и низшие слои идет по принципу наличия у них капитала и других форм богатства, носит исключительно социальный характер.
На базе конкуренции частных капиталов складывается либеральный капитализм. В сфере надстройки ему свойственна политическая конкуренция – демократия. Она включает в себя свободу совести и слова, собраний, право выбора персонального состава правящих элит. Большой, обычно титульный по названию, этнос в условиях либерального капитализма доминирует и понуждает к ассимиляции малые, не титульные, этносы не с помощью насилия, а через эффективно действующие социальные институты – массовые школы, университеты, театры, музеи, библиотеки, средства массовой информации.
Однако на ранних стадиях развития либерального капитализма этническое неравенство продолжало служило дополнительным источником доходов буржуазии. Это был период первоначального накопления капитала. Длился этот период пару сотен лет. Особенно большие прибыли буржуазии приносила внеэкономическая эксплуатация этносов, которые находились на докапиталистической стадии развития. Для организации эксплуатации чужих племен, народностей, народов буржуазия захватывала их страны и превращала в колонии. Для населения колоний устанавливался низкий социальный статус и получало оно заведомо более низкие доходы, чем население метрополии. На население колоний не распространялись политические права, свободы, демократические процедуры. В случае необходимости туземное население сгонялось с мест постоянного проживания, обрекалось тем самым на вымирание, а то и просто физически уничтожалось.
Нации, которые первыми встали на путь капиталистического развития и успели создать свои колониальные системы назовем условно «старыми». Это англичане, французы, бельгийцы, голландцы, датчане.
Часть наций стала на путь капиталистического развития значительно позже «старых». Назовем их, также условно, «молодыми» буржуазными нациями. Это немцы, австрийцы, венгры, румыны, итальянцы, болгары, румыны.
Буржуазия «молодых» наций искала возможности для первоначального накопления капитала, хотела основывать свои собственные колонии и получать из них прибыли. Однако все «свободные» территории на Земле были к этому времени заняты «старыми» нациями.
«Молодые» европейские нации попытались переделить территорию мира в свою пользу и развязали первую мировую войну. Однако победить «старые» нации им не удалось.
Победители наказали «молодые» нации путем раздела и аннексии части их территории, принуждения к уплате больших репараций, введения ограничений на содержание вооруженных сил. Этот порядок был зафиксирован в Версальской системе послевоенного устройства Европы.
Буржуазия «молодых» наций после поражения в войне не могла обеспечить своих рабочих работой и приемлемыми доходами. Они начали бунтовать. Разразился ряд революций, в ходе которых наемные рабочие поддержали коммунистов в их требовании национализировать частный капитал и за счет этого решить проблему занятости и справедливого распределения доходов.
После территориального переустройства Европы свои претензии на справедливую долю доходов стали предъявлять и национальные меньшинства, ранее находившиеся в подчинении у больших, титульных по названию страны этносов. Буржуазия «молодых» наций еще не успела создать эффективных социальных институтов и мирным путем ассимилировать свои национальные меньшинства. Эти меньшинства активно включались в разворачивающиеся социальные революции.
Буржуазия «молодых» наций в этих условиях оказалась не в состоянии самостоятельно выполнять функции правящего класса и привлекла на помощь элиты, которые были готовы выполнять функции подавления недовольства трудящихся классов и национальных меньшинств. Эти новые элиты получили название фашисты.
По приходу к власти руководство фашистских партий обрело статус государственной бюрократии. Оно привнесло с собой в политику старые, по существу феодальные, методы внеэкономической эксплуатации трудящихся и террористические методы подавления их политической активности.
В полиэтнических обществах фашисты отвергли претензии малых этносов быть равными в отношениях с господствующим большим этносом. Фашисты силой удерживали в повиновении инородцев, удаляли их с высоких социальных позиций, подвергали усиленной эксплуатации, пытались насильственно ассимилировать. Эта политика уничтожения коллективной этнической идентичности в современной научной литературе получила название этноцид.
Следствием действия фашистского режима явилось формирование в капиталистическом обществе иерархической структуры: титульный этнос — наверху социальной лестницы, инородцы — внизу социальной лестницы. Социальная иерархия претерпела сильную модификацию, несмотря на сохранение класса буржуазии и наемных работников. Теперь доходы и богатство буржуазии зависели не только от ее успехов в управлении капиталом, но и от ее этнического происхождения.
В силу этого фашизм стал не только особой формой реализация политической власти, но и особой формой социального воспроизводства. Назовем ее фашистской формой воспроизводства буржуазной нации.
Фашистский способ социального воспроизводства основывался: на активном вмешательстве государства в процесс распределения доходов (замораживание личных доходов наемных работников и буржуазии, принуждение последней к накоплению капиталов); подавлении социальных конфликтов (корпоративизм и регулирование трудовых споров); регламентации всей социальной деятельности (тоталитаризм); широком использовании пропаганды для управления поведением людей; насильственной ассимиляции национальных меньшинств.
В 20-30-е годы ХХ в. практически все «молодые» европейские нации выбрали фашистский способ воспроизводства: немцы, австрийцы, итальянцы, румыны, венгры, болгары, испанцы, португальцы, финны, прибалтийцы.
«Старые» нации — англичане, французы, бельгийцы, голландцы, датчане смогли в это время сохранить либерально-буржуазный способ социального воспроизводства.
В тех случаях, когда фашистский режим не позволял решить стоящие перед нацией проблемы он начинал видоизменяться и превращается в более радикальный по применяемым инструментам господства правящей элиты — нацистский режим. Для нацистского режима характерна политика открытого террора в отношении этнических меньшинств, их ограбление и изгнание из страны.
Нацисты определяют остающихся в стране инородцев в крепостническую зависимость или порабощают их. Сопротивляющихся и негодных к работе членов инородческих этносов уничтожают. Этническая иерархия становилась в обществе доминирующей. Эту иерархию нацисты нарекают расовой.
В том случае, когда массы господствующего этноса принимают на постоянной основе статусные и материальные блага, которые отнимают у национальных меньшинств складывается национал-социалистическая разновидность фашистского способа социального воспроизводства.
Фашистский способ социального воспроизводства в целом и его национал-социалистическая модификация в частности малоэффективны в экономическом плане. Это вынуждает фашистскую и нацистскую элиты вести внешнюю экспансию. Захват других стран позволяет им получать дополнительные территории хозяйствования, грабить проживающие на них этносы, обращать эти этносы в крепостничество или рабство. «Излишнее» население приобретенных колоний безжалостно уничтожается.
Национал-социализм зародился в Германии. В 1933 г в ней к власти пришла Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Она установила фашистский режим правления и стала проводить фашизацию немецкой нации. С самого начала правления эта партия преследовала и дискриминировала евреев, цыган, кашубов, лужицких сербов и другие национальные меньшинства. Их лишали права на сохранение коллективной этнической идентичности, грабили, вытесняли из страны. Затем их стали подвергать заключению в концлагеря, порабощать. Наконец, национальные меньшинства начинают физически уничтожать. Фашистский режим правления трансформировался в нацистский. В стране устанавливается система расовой иерархии.
Основная часть немцев принимает и поддерживает политику нацистов, пользуется материальными и статусными благами, которые отбираются у национальных меньшинств. Это позволяет говорить о переходе немцев к нацистской модификации фашистской модели национального воспроизводства.
С 1939 г. немецкие нацистские элиты взяли курс на территориальные захваты в Европе. В немецкой агрессии принимают участие итальянская, венгерская, румынская, болгарская, финская фашистские нации. Они становятся союзниками Германии по антикоммунистической Оси. Разворачивается вторая мировая война.
Нацисты и фашисты захватывают первоначально континентальные европейские страны, превращают их в колонии, грабят и порабощают завоеванные либеральные буржуазные нации, проводят в отношении них политику этноцида и геноцида.
После этого европейские нацисты и фашисты нападают на коммунистический СССР. В отношении советской нации они также проводили политику грабежа, этноцида и геноцида.
СССР, Великобритания и США образуют политический союз — Объединенные нации. Этот союз в тяжелой войне побеждает нацистскую Германию и ее фашистских союзников. Победители подвергают наказанию входящие в Ось нации. Нацистская и фашистская идеологии и практики запрещаются. Складывается Потсдамская система послевоенного устройства Европы.
В настоящее время ряд «молодых» восточноевропейских стран, с подачи англосаксонских элит проводит линию на демонизацию русской нации. Именно так надо трактовать их обвинения в том, что русские спортсмены массово употребляют допинг, русские военные виновны в пуске ракеты по пассажирскому самолету MH-17 над Донбассом, русские спецслужбы организовали отравление семьи Скрипалей, русские хакеры вмешиваются в выборы президентов и парламентов западных стран. Все это есть психологическая подготовка населения европейских стран к созданию новой этнической иерархии, в которой русской нации будет отведено низшее место. Русскому этносу готовят расчленение, лишение коллективной идентичности, радикальное сокращение численности насильственным способом.
Против русских проживающих в России англосаксы уже применяют жесткие экономические и политические санкции, то есть проводят в отношении них этническую дискриминацию.
На Украине, в республиках Прибалтики, в Грузии, в Молдавии русское население подвергается преследованию по этническому признаку и насильственной ассимиляции. Это выражается в запрете на употребление русского языка в общественной сфере, в ликвидации русских школ, техникумов, институтов и университетов. Русских лишают права поддерживать свою культуру с помощью театров, музеев, галерей, библиотек, радио и телевидения, хотя они платят деньги на их содержание. Введен запрет на вещание российских СМИ. Разрушаются значимые для русских памятники культуры. Проводится искоренение топографических названий, которые связаны с русской историей. Искажаются русские имена и фамилии. В Латвии и Эстонии большинство русских лишены гражданства, а через это ограничены в политических, экономических и социальных правах. Инородцев не допускают в состав чиновников, руководителей государственных предприятий, представителей интеллигентских профессий.
Таким образом правящие элиты упоминаемых стран выстроили иерархии с титульными этносами наверху и не титульными этносами, прежде всего русскими, внизу социальной лестницы. Сделано это было с целью получения титульной буржуазией и титульной политической элитой дополнительных материальных благ и социальных статусов.
Одновременно политические, экономические и интеллектуальные элиты инородцев их этих восточноевропейских стран понуждаются к эмиграции. Более того, наиболее активная часть не титульной элиты подвергается уголовному преследованию.
Все это говорит о том, что мы имеем дело с созданием этнической иерархии, с этноцидом не титульного населения, что либеральный способ воспроизводства буржуазной нации в рассматриваемых странах так и не сложился.
Зачастую правящие элиты ряда «молодых» восточноевропейских стран применяют по отношению к национальным меньшинствам нацистские методы господства — геноцид. Так в 1992 г. поступила часть молдавских правящих элит в отношении русских в Приднестровье. Так поступила в 1991 -1992, 2004, 2008 гг. часть грузинских правящих элит в отношении осетин в Южной Осетии и в 1992-1993 г в отношении абхазов в Абхазии. Такая угроза возникла в 2014 со стороны части украинских правящих элит в отношении русского населения Крыма, и эта угроза реализовывалась в отношении русского населения Донбасса. Во всех этих случаях Россия была вынуждена вмешиваться в этнические конфликты, чтобы предупредить геноцид русского и комплиментарного ему населения.
Идентификация ряда практик в Европе, как фашистских и нацистских проводится не только автором настоящей статьи. К примеру, 5 октября 2018 г. Европейский парламент принял резолюцию, призывающую госу-дарства Евросоюза запретить деятельность неофашистских и неонацист-ских групп, на которую власти смотрят сквозь пальцы. В списке стран, допускающих подобные инциденты, упомянуты Польша, Греция, Германия, а также Латвия — в связи с ежегодным шествием памяти латышских легионеров.
В резолюции отмечается необходимость: «эффективно запрещать неофа-шистские и неонацистские группы и любые другие фонды или ассоциации, которые возвеличивают и прославляют нацизм и фашизм».
Европарламент в своей резолюции упоминает «удручающие сообщения» о существующем между политическими лидерами, политическими парти-ями и правоохранительными органами отдельных стран-участниц сговоре с неофашистами и неонацистами. В резолюции содержится также призыв к государствам альянса «открыто осуждать и подвергать санкциям» преступления на почве ненависти, речь вражды и поиск виновных (среди меньшинств) политиками и государственными должностными лицами, поскольку они непосредственно делают нормой и усиливают ненависть и насилие».
К сожалению эти установки Европарламента носят лишь рекомендательный характер и не способны изменить сложившееся положение дел. К тому же русские меньшинства, живущее в рассматриваемых нами восточноевропейских странах не распространяются европарламентариями в качестве жертв этноцида и геноцида. Так, что российским правящим элитам необходимо самим определяться с оценками, и с инструментами предупреждения возрождения нацизма и фашизма в Европе.