В Симферополе отметили очередную годовщину Переяславской Рады. Крымскую столицу посетила делегация представителей Луганской и Донецкой Народных Республик. Впервые в Крым не приехали главы ЛДНР. В местных телеграмм-каналах появилось мнение, будто это означает, что Крым станет меньше влиять на дальнейшую судьбу юго-восточных Республик. Об актуальности годовщины для Юго-Востока, Переяславской Раде, украинской интеллигенции и влиянии мы поговорили с донецким политологом, публицистом, постоянным экспертом Изборского клуба Александром Дмитриевским в Донецке.

— В чем разница между украинской традицией в Крыму и Донбассе?

— Может быть кому-то это покажется странным, но Крым — это тот регион, где сохранилась та здоровая антифашистская Украина. Там сохранилась та Украина, которую мы знали до 2014 года. В Донбассе Украина была уничтожена в 2014 году благодаря самой Украине. В Крыму осталась украинская интеллигенция, которая возлагает цветы к памятнику Шевченко, причем иногда возмущается, что не дают это сделать в прайм-тайм. Там есть украинские школы, украинский язык на вывесках.

Из Донбасса украинская интеллигенция уехала в 2014 году потому, что не разделила идеологию Русской Весны. На всю ДНР, если мне не изменят память, остались только, кажется, четыре «остепененных» филолога-украиниста, и то потому, что не смогли уехать тогда. Почти все учебные пособия по украинскому языку в ДНР — это либо крымские разработки, либо сделанное на их базе…

Украинских школ нет здесь вообще. Их даже не запрещали — просто в них никто не пошел. В Крыму есть родители, которые отдают своих детей в украинские школы, здесь — может, было бы так же, но количество желающих настолько маленькое, что в украинскоязычные классы не набирается даже минимум учеников. Во-вторых, смысл их создавать здесь, если можно уехать за линию разграничения, и там учиться? Ведь Украина не признает выданные в республиках Донбасса документы об образовании: можно здесь учиться украинскому языку, но зачем умножать сущности, если можно сразу уехать учиться туда?

Украинский язык в Донбассе просто исчез из оборота, он деградировал до уровня застольных песен и анекдотов. Главой Республики даже поставлен вопрос: какой смысл сохранять украинский язык в Донбассе? Для государственного языка нужны ресурсы: и денежные, и человеческие. Ресурсов нет, этот язык никому здесь не нужен. Зачем поддерживать мертвый язык в качестве государственного?

Вернемся к вопросу, почему украинский язык был государственным в ДНР, ЛНР, почему в Крыму и Севастополе он государственным является? За время нахождения этих регионов в составе Украины очень много документов составили именно на украинском языке. И чтобы эти документы не переводить (а это огромный массив, да ещё и в срочном порядке!) проще было сохранить государственный статус.

— Хотя бы на время действия этих документов…

— Да. Люди старше 20 лет здесь в той или иной мере украинский понимают. Постепенно все эти документы заменяются, они выходят из употребления.

— Та украинская интеллигенция, которая была в Донбассе, занимала агрессивную сторону.

— Да. А, во-вторых, это была искусственно взращенная интеллигенция. В основном, это были приезжие из украиноязычных регионов — кто-то оставался, достигал постов в обществе. Собственно своей, автохтонной интеллигенции, здесь не было никогда.

В Крыму она была сформирована, что интересно, еще в начале XX века. И даже в тот момент, когда Крым находился в составе России, украинская интеллигенция жила и работала. Например, украинский художник Николай Самокиш.

— Улица в Симферополе названа в его честь, есть художественная школа.

— Да. Причем, человек он был достаточно националистических взглядов, жил в Крыму. А в Донбассе украинская интеллигенция — это те, кто приезжали на заработки, учиться, по каким-то причинам остались. Эта интеллигенция была здесь чужой, как тот же Василь Стус, которого националисты превозносили…

— К слову, часть сбежавшей украинской интеллигенции из Донецкого национального университета назвала организованный «филиал» университета на подконтрольной Украине территории именем Стуса.

— Стус учился здесь украинскому языку. Поступил почему? Очень просто: он сам из украиноязычной Винницы, где на украинскую филологию всегда был солидный конкурс, а здесь — это была бросовая специальность: приходи и поступай, будут рады, ибо постоянные недоборы. В реальности он Донбасс не любил, отзывался о нем очень плохо. При первой же возможности уехал. Вот и вся история.

Почему его так восхваляют? Если взять всех националистов, которые здесь были, выясняется: Донбасс для них всегда был чужим. За несколько лет до войны националисты попытались издать сборник «Постаті» (на русский язык слово «постать» дословно переводится как фигура, в нашем понимании оно означает историческую личность большого масштаба). В эти «постати» они «насовали» людей, которые к Донбассу не имели отношения — засветились где-то один раз проездом. Тех, кого Донбасс считает своими героями — шахтера Алексея Стаханова, космонавта Георгия Берегового, и многих других — им не нашлось места в том сборнике. Зато приблизительно треть статей в этих «Постатях» была посвящена всевозможным петлюровцам и нацистским коллаборационистам.

— Накануне годовщины Переяславской Рады в крымских телеграм-каналах появилось мнение, будто если главы Республик впервые не приехали в Крым на празднование, это значит, что Крым будет меньше влиять на судьбу ЛДНР.

— Насчет того, что Крым не оказывал и не оказывает сколько-нибудь серьёзное влияние на республики Донбасса… А вот насчёт обратных примеров…. В Макеевке есть дворец пионеров, ныне дом детского творчества, а также бывший Пионерский парк — оба этих объекта названы в честь Василия Георгиевича Джарты. В свое время он был мэром Макеевки, а потом стал премьер-министром Крыма. Скажем так… если бы Джарты побольше прожил, Крым превратился бы в Симферопольский район Херсонской области: при Джарты автономия Крыма была сведена до минимума. Это — донецкие… Вопрос: а где были тогда крымчане, если они терпели такого, как говорится, варяга?

С Крымом Донбасс сотрудничает, есть множество положительных моментов. И Крым, и Севастополь оказывают помощь нам, но говорить о том, что оттуда на ДНР и ЛНР исходит какое-то серьезное влияние – это уже слишком…

— Скажем так: Переяславская Рада — не тот критерий, по которому можно оценивать взаимодействие с Республиками. В Донбассе к Переяславской Раде какое-либо отношение исчерпало себя, в Крыму — из-за сохранения украинской интеллигенции празднование годовщины актуально?

— Безусловно. Более того, здесь за прошедшие пять лет очень многие уже успели забыть, что 18 января 1654 года состоялась Переяславская Рада.

— Донбасс сильно ассоциирует себя с Россией?

— Скажем так: здесь больше перебито посуды с Украиной. В Крыму столько посуды не перебито. Проще говоря, то вещание, которое Донбасс ведет на территорию Украины, это, как правило, через севастопольские и крымские СМИ. Севастополь Украина воспринимает как свой город, Крым — как свою территорию. А вот Донбасс Украина воспринимает как своих врагов, которым нельзя верить. Эта проблема очень интересная и, к сожалению, мы от нее никуда не денемся. Действительно, Крым может стать локомотивом возвращения Украины в лоно Русского мира — в этом я мало сомневаюсь. У Крыма и Севастополя есть большой потенциал, у Донбасса этого потенциала уже нет, и он был утрачен в 2014 году не по его вине.

— Многонациональный Донбасс, по сравнению с Крымом, стал идеологически мононациональным…

— Дело в том, что Донбасс — сам по себе империя, имперский проект. Крым входил в состав и Османской империи, и Российской империи, и Римской империи, Византии. Донбасс же, прежде всего, проект Русской империи — Российской, Советского Союза. Вне империи Донбасс существовать не может, он будет задыхаться. Более того, когда донбасская элита более менее встала на ноги после распада СССР, она пыталась в имперском варианте переформатировать Украину. В этот момент, в 2004 году, украинские националисты собрали волю в кулак и устроили Оранжевую революцию в Киеве. Они понимали, что Донбасс — имперский проект, и были готовы на всё, чтобы задавить своих антагонистов.

Поэтому сейчас уже только Крым может быть связующим звеном Украины с Русским Миром. Донбасс же за последние пять лет настолько сильно переформатировался в плане движения в сторону русской империи, что каких-то точек соприкосновения с Украиной, кроме формальной буквы Минских соглашений, которые остались чисто на бумаге, у него уже нет.

— То есть, Переяславская Рада для Донбасса уже не так важна?

— Этот праздник для нас — праздник воссоединения другого, уже чужого для нас, государства с Россией. У нас же есть уже своя цель, свой проект воссоединения, свой сценарий: дороги Донбасса и Украины разошлись окончательно.

ИсточникSM-News
Александр Дмитриевский
Дмитриевский Александр Владимирович (р. 1974) — историк, публицист, ветеран русского движения Донбасса. Постоянный эксперт Изборского клуба Новороссии. Подробнее...