Сумеет ли кабинет Михаила Мишустина реализовать масштабные национальные проекты? Какие изменения можно ждать в практике и теории экономических реформ? На эти и другие вопросы «Парламентской газете» ответил доктор экономических наук Михаил Делягин.

— Михаил Геннадьевич, как вы оцениваете новый состав экономического блока Правительства?

— К экономическому блоку, бесспорно, надо отнести и премьера, Михаила Мишустина, чья карьера связана с налоговой службой — центром формирования доходов бюджета. Его профессионализм в этой сфере не вызывает сомнений. Первый вице-премьер Андрей Белоусов известен как сторонник более активного участия государства в экономическом развитии и мягкий оппонент монетаристов. Вице-премьер Марат Хуснуллин — практик, имеет опыт руководства такой специфической отраслью, как строительство, причём в больших объёмах, плотно взаимодействовал с китайскими подрядными компаниями, использующими передовые технологии. Максим Решетников, министр экономики, по крайней мере, имеет представление о том, как функционирует экономика на региональном уровне…

В целом экономический блок, вне сомнения, гораздо компетентнее, опытнее и профессиональней предшественников. И, конечно, очень радует, что сохранил свой пост Юрий Борисов, вице-премьер, который противостоял попыткам финансово задушить оборонку.

— Что будет с национальными проектами?

— Правительство Дмитрия Медведева в прошлом году сорвало выполнение национальных проектов. Это, вероятно, стало одной из главных причин, по которой его убрали. Новое Правительство, уверен, будет более успешным в этом отношении, думаю, что реализация нацпроектов будет идти планово и быстро.

— Андрей Белоусов, как вы упомянули, оппонировал либерально-монетаристским концепциям, которые связывают с именами Грефа, Набиуллиной, Мау и других. Стоит ли ожидать «смены вех», принципиально другого экономического курса?

— Я хотел бы предостеречь от совершенно неуместного оптимизма по поводу нового Правительства. Да, оно профессиональнее, но это Правительство исполнителей. Они будут грамотнее и компетентнее реализовывать те принципы, которые были разработаны и поддерживаются упомянутыми вами либеральными теоретиками в соответствии с рекомендациями МВФ и Всемирного банка. Практически все новые персоналии в кабмине сформировались как специалисты в условиях монетарной экономики, другой они не знают. Потому вряд ли произойдёт, как утверждают некоторые уважаемые мной известные экономисты, «подавление либерального клана». Даже если это случится, то будут отстроены новые либеральные кланы.

Практически все новые персоналии в кабмине сформировались как специалисты в условиях монетарной экономики, другой они не знают.

Смены социально-экономической политики не будет. Да и вряд ли можно считать поражением либералов некоторое обновление в исполнительной власти. Ключевое в нынешней системе управления Министерство финансов по-прежнему за сторонниками примитивно понимаемой рыночной экономики, Центробанк, без которого невозможна осмысленная целевая денежно-кредитная политика, направленная на развитие и технологическое обновление реального сектора, продолжает возглавлять убеждённая сторонница либерализма.