Очевидный готовящийся уход президента Владимира Путина со своего поста в 2024 году и гипотетически возможный уход его вообще из политики вызывает у населения реальные страхи. Эти страхи с поправкой на нашу политическую культуру и особенности ротации элит имеют под собой реальную основу. Как сказал президент в первом интервью из серии «20 вопросов Владимиру Путину», «Здесь рассусоливать нельзя. Россия не такая страна, которая может, как Бельгия, оставаться без правительства целый год».
Россия, к сожалению, страна с богатой историей заговоров, дворцовых переворотов и революций, ключевые события которых происходили не то, чтобы за полгода или месяц – за считанные часы и дни. Поэтому слабость власти или безвластие – самое страшное и угрожающее состояние для нашей страны. Все это прекрасно понимает глава государства, поэтому заранее готовит правовую и политическую почву для неизбежной ротации власти.
Правовое, политическое и информационное поле будет сконфигурировано к 2024 году так, чтобы действующий глава государства официально покинул свой пост, но сохранял на период транзита возможность контроля процесса. Поэтому не правы те, кто кричит об узурпации власти после изменений Конституции в одних руках. Напротив, властные полномочия более равномерно распределяются между Совфедом, Госдумой, Президентом и Госсоветом, а главная цель – уравновесить влияние разных элитарных групп в ходе этого и всех последующих транзитов. Чтобы обычные выборы и смена главы государства были рутинным процессом, а не политтехнологической спецоперацией. Потому что опаснее любого экономического кризиса или катаклизма в России только момент перехода власти и смена электоральных циклов. В этот небольшой зазор, как стилет в отверстие между доспехами, вероятнее всего будут бить внешние и внутренние враги.
Общая конфигурация политической подготовки видна уже по готовящимся выборам в Госдуму, куда войдут скорее всего действительно новые лица, силы, партии и движения: «За правду» члена Изборского клуба Захара Прилепина, «Партия роста» и рад проектов с участием эстрадных звезд. В любом случае, пока идет проба сил и проверка симпатий избирателей. В любом случае, КПРФ и ЛДПР вместе с их лидерами из начала 90-х скорее всего уйдут на пенсию или уж точно займут позиции, едва приближающиеся к проходному барьеру. Основательные изменения должна претерпеть и партия власти, объединившись, возможно, с Общероссийским народным фронтом или другими движениями. Иначе в сентябре 2021 года им просто никто не поверит, и даже не придет на избирательные участки.
Отсутствие сейчас любой цементирующей идеологии — это, конечно, отягчающий фактор. В Китае, например, при всех оговорках обществом и элитами признается коммунистическая идеология. Ее при смене генеральных секретарей никто не смеет ставить под сомнение.
Большое исследование Центра политической конъюнктуры показало совсем недавно, что более половины россиян связывает возможный уход Владимира Путина с общим ухудшением жизни в стране. Чуть менее четверти опрошенных полагают, что уход действующего президента не повлияет на ситуацию, и лишь каждый десятый придерживаются мнения, что ситуация в стране улучшится.
Как оказалось, страхи усиливаются предположением, что действующий глава государства может не только покинуть свой пост, но и вообще уйти из политики. Участники фокус-групп разделяют мнение, что перемены, к которым приведет это событие, могут носить негативный и всеобъемлющий характер.
Наиболее выражены страхи обострения борьбы за власть в стране и передела собственности, потери авторитета России в мире, утраты преемственности власти, снижения социальных обязательств государством и отмены национальных проектов. Как видно, данные риски носят и внутриполитический, и внешнеполитический характер.
Чуть меньше опрошенные боятся обострения межнациональных конфликтов и усиления сепаратистских настроений, в том числе на Кавказе, роста коррупции и враждебных действий со стороны иностранных государств, прежде всего США. Наконец, на периферии внимания находятся страхи существенного ухудшения экономической ситуации в стране, снижения обороноспособности армии, ущерба для бизнеса в результате отмены контрсанкций, олигархического реванша, острого гражданского конфликта и развязывания войны со странами НАТО.
Созданное Владимиром Путиным государство кажется неотменяемым лишь до того порога, за которым маячат реальные и очень большие перемены. Дальше вся бережно выстроенная вертикаль, стабильность и вес России в мире теоретически могут обрушиться, как это уже было с Советским Союзом, казавшимся огромным нерушимым гигантом. Эту опасность осознает и лично Владимир Владимирович, и следящие за происходящим интеллектуалы – члены Изборского клуба.
В любом случае, успех задуманной спецоперации целиком зависит от поддержки народа на голосовании по Конституции в апреле и на выборах в Госдуму в сентябре 2021-го. Возвращение Крыма, санкции и давление Запада показали, что при единстве и слаженной работе государства другие угрозы нам не страшны.