Миллионы новых безработных, порождённые экономическим кризисом в период пандемии, теряющие средства к существованию беженцы и мигранты составляют мощную базу для социальной пандемии – торговли людьми.
Ограничения на передвижение, отмена международных рейсов и другие меры по сдерживанию распространения коронавируса привели к тому, что жертвам торговли людьми некуда бежать и некого просить о помощи. Торговцы «живым товаром» пользуются сложившейся ситуацией и нещадно эксплуатируют беззащитных людей. Об этом с тревогой сообщают из Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).
Торговля людьми происходит во всех странах и принимает самые разные формы. Жертвами торговцев и контрабандистов во всем мире становятся сотни тысяч людей. Их продают с целью сексуальной или трудовой эксплуатации, для вербовки в вооруженные ряды террористов, наёмников, участия в преступной деятельности или с целью извлечения жизненно важных органов для последующей продажи.
«Пандемия привела к ограничению передвижения людей, сокращению социальных и других общественных услуг. Правоохранительным органам приходится переключаться на решение дополнительных задач. В этих условиях жертвы торговли людьми имеют еще меньше шансов сбежать и получить помощь», — сказала исполнительный директор УНП ООН Геда Фатхи Вали на брифинге в начале мая 2020 года.
УНП ООН прогнозирует, что что наиболее сложная ситуация будет складываться на территории Европейского Союза.
15 мая 2020 года опубликованы результаты комплексного анализа ситуации, связанной с нелегальной миграцией и торговлей людьми в странах Евросоюза. Анализ проведен Европолом совместно с Европейским центром по борьбе с незаконным ввозом мигрантов (EMSC).
Ситуация с незаконным ввозом мигрантов – потенциальных жертв торговли людьми
Незаконный ввоз в отсеках грузовиков, рефрижираторах и грузовых поездах
Лица, промышляющие незаконным ввозом мигрантов, постоянно подвергают опасности жизни нелегальных мигрантов – потенциальных жертв торговли людьми, грубо нарушая правила перевозки людей, в частности, перевозя их перегруженными автомобилями, грузовыми фургонами, да и просто грузовиками в условиях, представляющих опасность для жизни. Незаконное перемещение неурегулированных мигрантов спрятанными в транспортных средствах является наиболее часто встречающейся практикой способствования нелегальной иммиграции на западе Балканского полуострова и в близлежащих странах, а также при пересечении пролива Ла-Манш.
Мигрантов зачастую размещают в запертых, неосвещённых и воздухонепроницаемых грузовых отсеках в условиях бесчеловечной скученности, неприемлемых для перевозки пассажиров. Типы таких отсеков могут быть разными, включая грузовые отделения автомобилей, трейлеры и транспортные фургоны, специально обустроенные потайные отсеки легковых автомобилей, фургонов или грузовиков, а также катеров, и даже машинные отделения. Чтобы не вызывать подозрений, транспортировка неурегулированных мигрантов производится обычно безостановочно в течение многих часов. Кроме того, ОПГ, занимающиеся незаконным перемещением мигрантов, на постоянной основе прячут их в грузовые отсеки и нелегально перевозят грузовыми поездами, движущимися по Западным Балканам и соседствующим с указанным регионом странам.
Французская пограничная стража, национальная полиция Франции и Королевская жандармерия Нидерландов при поддержке Европола и Евроюста (Eurojust, агентство ЕС, имеющее дело с судебными органами) разгромили крупную криминальную сетевую структуру, причастную к перемещению в Великобританию из Пуатье и других регионов Франции, выходящих на Ла-Манш, около 10 тысяч мигрантов родом из Афганистана, Ирана, Иракского Курдистана и Сирии.
Неурегулированные мигранты перевозились при этом в опасных для жизни условиях спрятанными в охлаждаемых и зачастую переполненных (до 20 человек на машину) отсеках грузовых автомобилей. Мигрантам приходилось платить за столь опасное путешествие до 7000 евро с каждого. Сбор средств производился через неформальную расчётно-финансовую систему «хавала», функционирование которой обеспечивал подозреваемый из Нидерландов. Подозревается, что данная ОПГ получила от своей нелегальной деятельности совокупный доход в размере порядка 70 миллионов евро.
В первом квартале 2020 года незаконный ввоз мигрантов в грузовых отсеках оставался наиболее распространённым методом их вторичного перемещения из Греции и далее транзитом в северные государства ЕС, а также по ЕС и в направлении на Великобританию.
После того, как в мире разразилась пандемия COVID-19, данный и без того опасный метод стал ещё более рискованным, поскольку мигранты в этом случае плотно контактируют друг с другом; кроме того, при этом заметно возрастает также и опасность инфицирования населения стран, в которые мигранты прибывают.
Эксперты прогнозируют возобновление и расширение этих способов тайной перевозки мигрантов – потенциальных жертв торговли людьми после смягчения карантинных мер.
Массовые перемещения
В 2019 году Европол и ряд стран ЕС выявил деятельность неких дискуссионных групп, использующих коммуникационную платформу на основе интернета, где обсуждалось проведение массовых перемещений неурегулированных мигрантов в направлении стран шенгенской зоны в форме так называемых «конвоев» или «караванов надежды».
Одна из таких групп ставила своей первоначальной целью перемещение сирийских беженцев, находившихся в Турции, в направлении Греции и далее внутрь неё. Впоследствии появилось несколько такого рода каналов и групп, использовавших в своих целях различные службы сообщений и социальную медийную платформу Facebook.
Оказавшись под угрозой использования преступными организациями такого рода перемещений в целях незаконного ввоза мигрантов, Европол смог обеспечить отслеживание процессов потенциальной мобилизации мигрантов происхождением из Сирии и других стран, осевших в Турции и Греции, благодаря чему греческой полиции удалось пресечь накапливание таких групп уже в зародыше.
В начале 2020 года мы наблюдались попытки турецких властей способствовать перемещению больших групп мигрантов в направлении турецко-греческой границы с целью её пересечения вблизи греческого пограничного контрольно-пропускного пункта Кастаньес. Такого рода попытки, как политически мотивированные, так и организуемые криминалом, наглядно демонстрируют наличие риска массовых перемещений мигрантов через внешние границы ЕС, которые не позволят осуществлять ни нормальную регистрацию, ни контроль мигрантов. Кроме того, в этом случае у неурегулированных мигрантов неизбежно возникнет мощный соблазн, прибегнув к помощи криминальных сетей, продолжить своё движение внутри ЕС, оставаясь при этом вне поля зрения властей.
Визовое мошенничество и изготовление поддельных документов
По данным Европола в ряде стран ЕС действуют сетевые ОПГ, изготовляющие поддельные визы и документы для мигрантов. Это позволит структурам организованной преступности при смягчении карантинных мер поставить на поток для торговцев людьми изготовление фальшивых документов.
В течение последних лет Германия и остальные наиболее привлекательные для мигрантов страны ЕС всё чаще сталкиваются с использованием полученных мошенническим образом виз, обеспечивающих доступ в шенгенскую зону. Основным способом получения таких виз является использование поддельных документов, удостоверяющих личность. Действуя от имени потенциальных мигрантов, ОПГ готовят удостоверяющие личность документы для подачи заявки на визу и затем оформляют на них визы, предоставляемые посольствами ЕС в третьих странах. После получения виз нелегальным мигрантам помогают добраться до стран прибытия воздушным транспортом, зачастую через транзитные страны, затем мигранты продолжают перемещаться по шенгенской зоне до окончательного места назначения, например, Швеции, где и оформляют запрос о предоставлении убежища.
Только в Германии и только в 2019 году было выявлено без малого 21 тысяча такого рода случаев. О случаях визового мошенничества докладывали и другие ЕС, такие, как Швеция, Финляндия, Норвегия и Великобритания.
В ноябре 2019 года польская пограничная стража, при поддержке Европола, разгромила ОПГ, успевшую поспособствовать нелегальному пересечению границы по меньшей мере 13 000 человек, не являвшихся гражданами ЕС, и заработавшую на этом более 2,3 миллиона евро.
С 2012 года отмечается, что жители стран Восточной Европы, не являющиеся гражданами ЕС, а также неурегулированные мигранты из стран Азии и Африки, для начала незаконно ввозятся преимущественно в Польшу, а уже оттуда следуют в другие страны ЕС и Соединённые Штаты. Действующая на данном направлении криминальная сетевая структура, тесно взаимодействующая с криминальными кругами России, Украины и Турции, организует въезд в ЕС по визам, полученным на основании фальсифицированной документации о занятости. Проникнув в ЕС, такие мигранты получают возможность свободно перемещаться в его пределах и нелегально работать, чаще прочих стран ЕС выбирая Германию, Нидерланды или Швецию.
Например, ещё до пандемии, в октябре 2019 года греческая полиция произвела четыре ареста, проводя операцию против ОПГ, которая занималась предоставлением неурегулированным мигрантам проездных документов, позволяющих им переезжать с места на место в пределах ЕС.
Осуществляя указанную деятельность, данная ОПГ получала свыше 13 000 евро с каждого мигранта, незаконно перемещаемого ими по Европе. Находясь в одной из кофеен Афин, руководитель указанной сетевой структуры координировал её деятельность, выдавая инструкции мигрантам и осуществляя организацию их поездок. При его аресте греческая полиция конфисковала поддельные документы, удостоверяющие личность, водительские права, оборудование для подделки документов, транспортные средства и наличные деньги.
Использование онлайн-технологий
В 2020 году в рассматриваемой сфере выявлен ряд новых криминальных технологий, основывающихся на использовании сервисов передачи цифровых речевых сигналов и других мобильных приложений (apps.). Это позволяет осуществлять информационный обмен в режиме реального времени при обеспечении анонимности пользователей. Одной из реальных угроз, проистекающих от такого рода сервисов, является возможность использования различных коммуникационных приложений для популяризации среди мигрантов применения чужих или поддельных документов. Такого рода документы продаются и покупаются, предоставляя покупателям возможность незаконного въезда в страны ЕС под фальшивыми личными данными. EMSC выявил десятки такого рода каналов и групп, предлагавших свыше 37 тысяч изображений для 100 тысяч документов. Некоторые из этих каналов и групп располагают десятками тысяч абонентов. Следственные органы стран-членов ЕС и их оперативных партнёров выяснили, что многие из таких документов были приобретены ОПГ посредством карманных краж, совершённых в популярных среди туристов местах, таких, как Барселона и другие большие города. Документы, приобретённые незаконным путём, попадают затем к администратору платформы, который выкладывает их изображения в сеть. Затем эти документы используются по принципу внешнего сходства, когда незаконные мигранты выдают себя за владельцев этих документов, получая, таким образом, доступ в ЕС. Затем они или продолжают жить «подпольно», то есть по чужим документам, или легализуются, запросив убежища под своими собственными или опять же какими-то иными личными данными. Пособники такого рода деяний располагаются нередко в Греции или Турции, откуда и предлагают полученные преступным путём документы неурегулированным мигрантам. Они подбирают документы, подходящие под внешний облик клиента, затем администратор платформы отправляет заказ через службы доставки посылок пособникам или непосредственно мигрантам и потенциальным жертвам торговли людьми.
Различные коммуникационные приложения, такие, как Telegram или WhatsApp, используются также для организации массовых перемещений мигрантов и жертв торговли людьми, да и вообще существенно облегчают связь между вербовщиками криминальных сетевых структур, действующими в странах, откуда вывозятся мигранты и жертвы торговли людьми; организаторами, их подручными, проводниками и водителями в транзитных и целевых странах, а также между мигрантами, жертвами торговли людьми и их семьями, которые зачастую и обеспечивают оплату услуг пособников из своих родных стран.
Ещё одним вызовом для правоохранительных ведомств ЕС стали приложения типа Burner app, позволяющие преступникам виртуально создавать сложные для отслеживания телефонные номера и затем использовать их для размещения рекламы своих услуг в социальных сетях, а также для общения с нелегальными мигрантами, жертвами торговли людьми и участниками криминальных сетей. Данное обстоятельство существенно осложняет проведение расследований в отношении подозреваемых, скрывающихся за такого рода номерами.
Прогноз по незаконному ввозу мигрантов до конца 2020 года
Первое. Влияние, которое нынешний кризис с пандемией COVID-19 окажет на экономику Европы, пока ещё трудно оценить, можно лишь с уверенностью утверждать, что оно будет весьма существенным, а также что его негативное воздействие на экономики развивающихся стран будет ещё более мощным. Затянувшаяся экономическая нестабильность и безысходное отсутствие возможностей в экономиках некоторых стран Африки уже в среднесрочной перспективе могут вызвать захлёстывание ЕС новой волной нелегальной миграции. Вследствие этого развитие событий в Африке нуждается в постоянном и тщательном мониторинге, необходимо также обеспечить наличие сил и средств, позволяющих адекватно и оперативно реагировать на возникновение такого рода проблем. Следует также иметь в виду, что ослабевание экономики ЕС может привести к росту потребности в дешёвой рабочей силе, которая может быть удовлетворена за счёт трудовой эксплуатации мигрантов, находящихся в долговой зависимости от тех, кто способствовал их нелегальному ввозу.
Второе. Европол ожидает долговременно высокого спроса на услуги по организованному незаконному ввозу мигрантов в регионе Западных Балкан и соседствующих с ним странах, ибо принимаемые ныне меры по усиленному контролю границ будут, похоже, отменяться не быстро и не скоро, к тому же количество нелегальных мигрантов, осевших в Греции и Западных Балканах, по-прежнему остаётся очень высоким. Наряду с продолжением практики провоза мигрантов в отсеках грузовых автомобилей и поездов, ожидается от преступных сетевых структур более интенсивного использования малых и просёлочных дорог, ведущих через границы региона, а также катеров и лодок для пересечения границ, проходящих по рекам.
Третье. В зависимости от продолжительности сохранения ограничений на пассажирские перевозки воздушным транспортом следует с более или менее высокой вероятностью ожидать переориентирования деятельности по незаконному ввозу мигрантов на сухопутные и морские маршруты. Наиболее благоприятными для этого представляются направления западного и восточного средиземноморья. Впрочем, некоторые мигранты могут остановить свой выбор на альтернативном варианте, предпочтя долгий и рискованный путь по океану из Сенегала, Мавритании или Западной Сахары на Канарские острова, относящиеся к Испании.
Четвёртое. Вовлечённость вооружённых сил Турции в конфликты, проходящие в Сирии и Ливии, могут привести к возрастанию объёма вынужденных перемещений населения. Подобное развитие событий неизбежно приведёт к новым перемещениям мигрантов и, как следствие, активизации деятельности по незаконному ввозу мигрантов в ЕС. Европол ожидает также – возможно, не столь прямолинейных, как в недавнем прошлом – предпринимаемых турецкими властями попыток направить мигрантов к границам Турции с Грецией и, в меньшей степени, в направлении Республики Кипр, а также границы с Болгарией.
Пятое. Ожидается, что по мере восстановления обычных объёмов воздушного сообщения со странами ЕС, дальнейшего роста активности в сфере визового мошенничества (будь то использование поддельных или фиктивных документов, удостоверяющих личность). Этому способствует общий тренд на повышение качества личных документов и виз, а также на усиление мер безопасности, принимаемых на внешних границах ЕС. Обе указанные тенденции ведут к тому, что визовое мошенничество становится гораздо менее рискованным и более привлекательным, по сравнению с прочими доступными, способом нелегального проникновения в зону ЕС. Как следствие, мошенничество с документами и торговля фиктивными документами онлайн будут приобретать всё большее значение и популярность в сфере организованного способствования нелегальной иммиграции.
Шестое. Ожидается рост выявляемости мигрантов из африканских стран. Нелегальные мигранты из Африки и их пособники зачастую используют сравнительную мягкость требований, предъявляемых при предоставлении турецкой визы, а также налаженное воздушное сообщение с Турцией через Стамбул. Далее они следуют проторенными контрабандными маршрутами на острова Эгейского моря, в регион Западных Балкан и соседствующие с ним страны, либо через юго-восточную Турцию и Республику Кипр в северные страны ЕС.
Ситуация с торговлей людьми
Эксплуатация мигрантов в аграрной отрасли
Аграрный сектор особенно подвержен эксплуатации труда, поскольку значительная часть работников нанимается здесь на нерегулярной основе, зачастую через посредников или даже нелегально.
В сентябре 2019 года правоохранительные органы Болгарии и Франции при поддержке Еропола и Евроюста разгромили ОПГ, замешанную в торговле людьми с целью их трудовой эксплуатации и отмывания денег. Данная ОПГ, работая под прикрытием легального бизнеса, вербовала граждан Болгарии на сезонные работы в аграрном секторе Франции. Будущие работники подписывали контракт о найме, исполненный на иностранном языке, при этом им говорили, что они будут получать по 60 евро в день. На самом же деле значительная часть этой платы удерживалась за питание и транспортировку, а также в покрытие прочих существенных расходов.
Нигерийские ОПГ с особо высоким уровнем риска
Деятельность нигерийских преступных сетевых структур, занимающихся эксплуатацией своих же сограждан женского пола, как взрослых, так и несовершеннолетних, на европейском рынке проституции, в течение последних более чем десяти лет основательно документирована, однако так и остаётся серьёзным вызовом правоохранительной системе ЕС.
Наряду с торговлей людьми, нигерийские сетевые структуры известны своей активностью и в других сферах преступного бизнеса, обычно так или иначе связанных с торговлей людьми, включая мошенничество, коррупцию, незаконный ввоз мигрантов, подделку документов и отмывание денег. Они замешаны также в незаконном ввозе и распределении различных видов наркотиков и подделке денег.
Нигерийские ОПГ называют себя «братствами», зачастую являясь своего рода культовыми группами, сформировавшимися в нигерийских университетах. Основываясь на специфической бандитской культуре, они характеризуются жёсткой иерархической структурой, использованием цветовой символики, условных жестов и собственного языка. Они хорошо организованы как географически, так и с точки зрения логистики, а также располагают способностью быстро осуществлять мобилизацию весьма значительных людских ресурсов. Одной из их главных сильных сторон является их распределение по узловым точкам маршрутов незаконного перемещения, проложенных из Нигерии через транзитные страны в страны назначения, а также постоянное поддержание личных контактов, эффективно обеспечивающих осуществление тех или иных действий, связанных с незаконными перемещениями.
Они научились злоупотреблять правом убежища с целью приобретения легального статуса для себя и своих жертв. Многие из подозреваемых, замешанных в торговле людьми, имеют законные разрешения или виды на жительство, являются подателями заявок на предоставление убежища или же имеют статус беженцев.
Они вербуют жертв торговли людьми в своей же стране, не скупясь на лживые обещания относительно возможностей получить рабочее место в Европе. В некоторых случаях они завлекают своих жертв предложением «бесплатного» проезда в Европу, обещая, что все расходы они берут на себя, а возместить их можно будет по прибытии на место. Однако в результате жертвы оказываются в неподъёмной долговой зависимости (при этом долг может достигать свыше 30 000 евро на одну жертву) перед лицами, обеспечившими её перемещение, и им приходится отрабатывать этот долг, занимаясь проституции. Надлежащая психологическая обработка жертв проводится до их отъезда в Европу, с использованием местных религиозных верований и ритуалов культа вуду, а затем постоянно поддерживается угрозами.
Преступность по принуждению
Весомая доля случаев торговли людьми, отягощённой принуждением к преступной деятельности, имеет отношение к незаконному обороту наркотиков, например, принудительный труд с целью выращивания конопли, а также к организованным преступлениям против собственности, таким, как карманные кражи или кражи в магазинах.
На практике следственным органом приходится сталкиваться в этой связи с целым рядом серьёзных проблем. С одной стороны, некоторые из жертв торговли людьми не воспринимают как эксплуатацию ту ситуацию, в которой они оказались, поскольку многие продолжают расценивать её как шанс на лучшую жизнь и/или возможность оказания помощи своим семьям, остающимся на родине. Кроме того, зависимость жертв от ОПГ зачастую поддерживается неопределённостью статуса проживания, лояльностью, обусловленной родственными связями, а также насилием, широко применяемым ОПГ с целью поддержания внутренней дисциплины. Вследствие этого обращение жертв к властям по их собственной инициативе остаётся более чем маловероятным. Следует также отметить, что достаточно обычной для ОПГ практикой является заблаговременное инструктирование жертв относительно того, что им следует говорить в случае, если к ним обратится полиция или иные представители власти.
Прогноз по торговле людьми до конца 2020 года
Первое. Наиболее важной частью торговли людьми в странах ЕС станет, по мнению экспертов Европола, сексуальная эксплуатация, особенно в аспекте женщин и девушек из стран Восточной Европы.
Второе. Ожидается также дальнейшее возрастание объёмов трудовой эксплуатации, особенно в аграрном секторе. Занимающиеся этим ОПГ продолжат получать огромные прибыли от эксплуатации рабочей силы, занятой в этом секторе экономики, характеризующимся потребностью в больших объёмах тяжёлого, неквалифицированного и низкооплачиваемого труда.
Третье. Интернет, давно уже широко используемый в преступных целях, будет играть всё более значимую роль по всей структуре торговли людьми, что потребует активизации работы правоохранительных органов в цифровой среде.