Эпидемия коронавируса означает конец либерально-экономической модели. К прежним показателям она не вернется. Какой она будет после окончания эпидемии? И что может быть альтернативой?

Если либерализм рухнул, то т.н. «ортодоксальная» модель экономики — марксизм — не может служить для нас путеводной картой. Марксизм ждал глобального кризиса, но когда он наступил, субъекта, на который Маркс рассчитывал (пролетариата), не было — он оказался размыт капиталистической системой. А там, где социалистические государства сложились, к пролетарскому субъекту было добавлено государство. Когда коммунистическая элита заставили следовать большевиков еще одной логикой — геополитики и национального суверенитета.

Сегодня марксизм безосновен — он справедливо критикует человеконенавистнический фундамент капитализма, но в качестве положительной альтернативы восприниматься не может.

На мой взгляд, на первый план выходит альтернатива суверенных экономик. Суверенная экономика — это антилиберальный тезис. При таком рассмотрении не существует линейного экономического развития, прогресса, роста (от древнего сельского, феодального уклада к капитализма, и пр., а в конечном итоге как интернационал или постлиберальная система, в обоих случаях государство преодолевается).

Глобальная система рухнула, приходит час суверенных экономик. Надо выйти за пределы линейного догмата. Суверенная экономика — самодостаточна, и может существовать одновременно с другой суверенной экономики, даже иной. Это плюрализм суверенных экономик.

Вспоминается Фридрих Лист, утверждавший, что закрытое торговое государство должно быть достаточно большим для самостоятельности — поэтому надо объединить культурно, исторические, этнически близкие народы и страны в большие народы и страны.

Второй принцип: суверенная экономика, которая будет основана на региональной, неглобальной интеграции, должна обеспечить продуктовую безопасность. Выйти из мирового распределения труда по тем направлениям, с которыми связано сохранение гос.суверенитета, в т.ч. экономического. Суверенная экономика не может оказаться в ситуации, когда население будет зависимо от импортов продуктов питания. Сельское хозяйство — основа экономического суверенитета, и быть не столько плановым, сколько поддерживать. Надо перестроить экономическую модель, чтобы государство защищало своих производителей.

Далее, что касается индустрии. Индустриализация сама по себе является императивом — подчас это приводит к экологическим издержкам, и к крупным агломератом, искажающим человеческую жизнь. Вместо оптимистического взгляда на технологическое развитие нужно пересмотреть взгляды на отношение к производству. Производство должно развиваться в той мере, в которой он обеспечивает оборону и безопасность государства. Быть участниками индустриализации — добровольное взятие на себя проклятия и страдания. Все это искажает человеческую экзистенцию.

Третье направление — финансовая система. Современной экономике необходимо утвердить главный принцип: ценность валюты и сама валюта не определяются рынком, и тем более отношением к мировым резервным валютам. Государство полностью ответственно и суверенно в выпуске своей валюты. У любого суверенного государства денег достаточно.

ИсточникГеополитика
Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...