Если долго смотреть в пустое небо, то покажется, что начинаешь сходить с ума. Или, может быть, небо начинает сходить с ума. Или ты и небо сходите с ума. А может, и ты, и небо, и Земля, и вся остальная Вселенная — мы тоже сходим с ума? Такое ощущение, что у Земли — сотрясение мозга, Земля помешалась, и ей уже тесно на орбите, по которой она летит вокруг Солнца, она больше не хочет вращаться вокруг той оси, которая ей задана от сотворения мира.

Тают льды Антарктиды, и айсберги начинают плыть по океану в поисках своего «Титаника». Воды Мирового океана выступают из своих берегов и медленно движутся на долины Европы и Азии. Леса поджигают себя на огромном пространстве и горят — в Сибири, в Европе, в Австралии. Их нельзя успокоить: их гасят, а они снова себя поджигают. Из неведомых подземных ущелий вылетают несметные тучи саранчи и сжирают посевы, лишая людей хлеба насущного. Эта саранча напоминает саранчу Апокалипсиса.

Природа, оскорблённая человеком, платит ему безумием, и человек, подобно природе, сходит с ума. Возникают вспышки ненависти и умопомрачения, охватывающие целые народы и континенты. В Америке чёрные люди, как чёрная магма, вышли из своего Гарлема и движутся на Белый дом. Их не останавливают ни резиновые пули, ни увещевания президента. Они, как лава вулкана, жгут и ломают всё на своём пути. Америке не уцелеть после этого извержения. Весь исламский мир надел пояс шахида и движется на Европу, взрывая себя. Такова их вера в Господа — милосердного, тишайшего, любящего, украшающего. Из таинственных глубин то ли лабораторий, то ли мегагалактик, пришёл чудовищный вирус: нежданный, незваный, — и погрузил всё человечество в страшную болезнь, от которой, кажется, нет исцеления. Все вакцины на поверку оказываются дистиллированной водой.

Мы присутствуем при восстании машин. Восстала техносфера. Неодухотворённая, не связанная с человеческой душой, с человеческим смыслами, она вышла из-под контроля и взрывается. Рушатся мосты, падают самолёты, разливаются тысячи тонн нефти. Потанин, хозяин Норильска, богатеющий на тех мучительных шахтах, которые создали когда-то зэки, не в силах насадить на севере цветущий сад, возвести храм земной. Он не вкладывает деньги в железные дороги, в поезда, в города, в человеческий труд. И вот огромный жбан, полный нефтепродуктов, изливается в тундру, в реки и движется в Ледовитый океан, демонстрируя, что Россия в своём проекте «Арктика» не справляется с великой задачей одухотворения этих льдов и широт.

Череда бед нескончаема. Что нас ждёт впереди? Вся техносфера связана между собой. И простая электробритва или кипящий электрический чайник таинственным образом связаны с пусковыми шахтами гиперзвуковых ракет, с новым поколением дронов-убийц. И взбесившийся чайник или заглохшая электробритва могут спровоцировать непроизвольные пуски ракет из шахт или с мобильных установок. И тогда на землю падёт атомный пепел.

Говорят, что к Земле приближаются астероиды, и не исключено, что эти небесные камни диаметром в двенадцать километров будут бомбардировать планету. Что тогда останется от банков, корпораций, цветущих вилл миллиардеров? Они сейчас забились в свои подземные бункеры, в свои норы и там, под землёй, создают убежища на случай земной беды. Напрасно. Беда застанет их и там, в этих глубоких хранилищах, — ибо там хранятся духовные нечистоты, хранится космогоническое зло, которое так или иначе будет наказано: сожмутся земные пласты и расплющат их в этих подземных дворцах.

Что же делать? Лучшие умы человечества сегодня бьются над тем, как поступить в условиях кошмарной беды. Одни говорят, что ничего делать не надо, и пусть всё останется так, как есть. Пусть богачи продолжают богатеть, а нищие — беднеть и умирать с голоду по триста тысяч человек каждый день в течение двух месяцев. Другие говорят, что настало время революции, что землю охватит новая социалистическая революция и вернёт разрушенные основы того социального бытия, которые создавались Лениным и Сталиным, а теперь превращены в обломки, и на месте этих обломков процветают себялюбие, эгоизм, молитвенное отношение к деньгам и огромное бездуховное царство, чего бы оно ни касалось, иногда даже и самой церкви.

Что же делать? Я в растерянности. Я не хочу следовать примеру наших высоколобых, наших умников, когда каждый говорит своё, и каждая убедительная речь одного противоречит речи другого. Мне кажется, что человек должен слушать ноосферу. Мы перестали её слушать. Человек должен услышать ноосферу, в которой скопились огромные духовные человеческие богатства и смыслы. В ноосфере мы найдём ответ. Может, очень неожиданный. Он может быть очень простой. Он может быть связанным с несколькими волшебными, божественными словами, которые произнесёт новый пророк, новый вития, новый богоданный, ожидаемый всем миром человек. Он напомнит человечеству и о Нагорной проповеди, и о муках открывателей новых земель и планет, и о великих служителях, которые входят в чумные бараки и спасают безнадёжных больных.

Вероучение Русской Мечты — это стремление поговорить с ноосферой, стремление услышать оттуда, из высших духовных миров, не лязг танковых гусениц, не захлёбывающийся рой пропагандистов, не шелест банковских купюр, а голос о вселенской божественной справедливости, которая нарушена и в отношениях человека к человеку, и в отношениях человека к природе, и в отношениях человека к машине, и в отношениях машины к природе, и в отношениях всего земного божественного мироздания. Надо слушать ноосферу. Надо приникнуть духом к этому источнику истины и спасения. Сможем ли мы?

ИсточникЗавтра
Александр Проханов
Проханов Александр Андреевич (р. 1938) — выдающийся русский советский писатель, публицист, политический и общественный деятель. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра». Председатель и один из учредителей Изборского клуба. Подробнее...