Как писатель и филолог я, конечно, возлагаю большие надежды на конституционную поправку о русском языке. Да, воспитание в новых поколениях любви к языку – это прежде всего труд семьи, рода, учителя и писателя. Но как важно понимать, что то, что тебе дорого, то, что связует тебя с предками – государство берёт под защиту, объявляет неприкосновенным, признаёт драгоценностью и святыней.
Я также надеюсь, что эта поправка так или иначе позволит защитить каждого человека, который считает русский язык родным. Надеясь, что наша страна придёт на помощь всем, кто вступился за русское слово, для кого говорить по-русски значит быть русским. Надеюсь, что «языковое гражданство» станет определяющим во многих вопросах.
Но чтобы поправка о русском языке стала не просто декларацией, предстоит большая, комплексная государственная работа – образовательная, научная, творческая. Необходимо изыскать в школьной программе дополнительные часы на изучение русского языка, причем не только его современности, но и истории, ведь на преемстве языка зиждется преемство культурного родства и исторической памяти.
Необходимо поддержать лингвистическую работу по созданию новых академических словарей и грамматик русского языка, вернуть её на тот уровень господдержки, какой был в советскую пору.
Необходимо определить государственные приоритеты в области книгоиздания, книготорговли и пополнения библиотечного фонда, когда к читателям придут литературные произведения, действительно, свидетельствующие о богатстве языка, а не превращающие его в пустую забаву и отрывающие от корней.
Необходимо, наконец, принять закон о творческих союзах и наделить авторитетным статусом Союз писателей России, который сегодня значится всего лишь общественной организацией наряду, скажем, с обществом рыболовов. Показав, что на русском языке сегодня продолжается активный творческий процесс, что он разносторонне организован Союзом писателей, мы сумеем пробудить интерес и к классической литературе, побудить к сохранению слова.
Подобные действия не принесут скороспелых плодов, эта работа – стратегическая, это горизонт. Но именно ради такого горизонта, думаю, затевались поправки. Конституция, по-настоящему оберегающая язык, направленная на его процветание угодна Ломоносову и Пушкину, Горькому и Шолохову, Белову и Распутину.