Вынесенный в заголовок вопрос кажется риторическим… если не обращать внимание на практическое исчезновение из неофициальной речи словосочетания «президент России В.В.Путин». Русский язык очень чуток и выражает реальность раньше, чем ее успевают осознать его носители.

Полное словосочетание вернулись в медиа и даже в обходную речь (в виде сокращенного «президент Путин») в дни воссоединения с Крымом и связанного с ним возрождения наивных (как сейчас ясно) надежд на нормализацию российской государственности. Но уже очень давно мы произносим эти слова порознь, — либо «президент», либо «Путин», — и это, боюсь, отнюдь не только вопрос экономии времени.

Ведь, если очистить смысл от формально-юридической шелухи, термин «президент» означает того, кто обеспечивает и символизирует в нашей жизни главное — не системно отрицаемую самой властью «книгу» под иностранным названием «Конституция», но комплексный, всеобъемлющий (и экономический, и социальный, и культурный, и, конечно, фундамент всего этого — технологический) прогресс общества на основе его главных ценностей. Для русской культуры главные ценности — правда и свобода.

Таким образом, президент России — это тот, кто обеспечивает наш прогресс на основе правды и свободы.

И что мы видим?

Каждый желающий легко может хоть круглые сутки напролет лицезреть Владимира Владимировича Путина и жить как будто одной жизнью с ним: современные медиа это позволяют достаточно просто.

Но какими бы самоочевидными для многих комплиментами ни украшали его, самоочевидных функций президента — в том виде, в котором они подразумеваются Россией и в котором они нужны России — он, насколько можно судить, не выполняет уже давно.

Для созданной и олицетворяемой им системы одичалых строителей блатного феодализма в высшей степени характерен арест дипломата, превращенного ею в тишайшего и корректнейшего оппозиционера, Н.Н.Платошкина. Помимо очевидных при своем многообразии тактических причин арест производит впечатление истерики этой системы, остро ощущающей отсутствие необходимого ей (как и всей России, хотя и по другим причинам) реального президента и потому отчаянно бросающейся на всякого, кто хотя бы в ее собственном бреду может претендовать на это пустующее место.

Такое агрессивно бессмысленное поведение выражает экзистенциальную, пусть даже и не осознаваемую явно неуверенность российского государства в самом своем существовании, в самой своей реальности. И эта неуверенность, надо отдать ему должное, вполне обоснована и оправдана.

В самом деле: как может существовать государство, последовательно, в том числе и задолго до начала коронабесия, отрицающее право своих граждан на саму жизнь (отказом от гарантирования им прожиточного минимума)?

Как может существовать государство, последовательно отрицающее даже собственную территориальную целостность, — хотя бы в виде признания легальности и, более того, всемерной поддержки партии «Яблоко», не просто отрицающей эту целостность, но и на уровне основополагающих партийных документов настаивающей на подробно проработанном ею плане расчленения России?

Как может существовать государство, дающее условные сроки полицейским за изнасилование (как это только что было в Чувашии), пытки и мошенничество, а то и оправдывающее эти преступления?

Наконец, как может существовать государство, систематически и последовательно блокирующее развитие своего общества всей своей социально-экономической политикой и, насколько можно понять, всячески поощряющей его прямое разграбление (и отнюдь не только пресловутыми финансовыми спекуляциями)?

В этой ситуации, когда структурам, призванным защищать государство, оказывается просто нечего защищать, — вся правоохранительная система не просто превращается в бессмысленно карательную, но и повисает в воздухе.

В этой ситуации главной задачей народа, условием его выживания становится возвращение себе государства по старому лозунгу «вернули Крым — вернем и Россию!» (разумеется, сугубо законными методами). Хотя то, что арестованный Платошкин настойчиво требовал ограничиться только этими методами и, насколько можно судить, был арестован именно за настойчивое желание, в отличие от партии «Яблоко» и иных либералов, действовать в рамках закона, в самое ближайшее время, боюсь, сделает для многих самоограничение этими рамками попросту бессмысленным.

Тем не менее, разгул коронабесия, арест Платошкина и многие еще предстоящие России репрессии делают категорически необходимым голосование против поправок в отрицаемую властью (хотя бы в виде толерантности к «Яблоку», отрицающему территориальную целостность нашей Родины) Конституцию даже для тех, кто содержательно согласен с этими поправками. Ведь по-другому обратить внимание власти на ее поведение, оставаясь в рамках закона, уже невозможно.

Впереди у нас, вопреки всему, — большая работа по преображению России.

Не болейте и организовывайтесь.

ИсточникСвободная пресса
Михаил Делягин
Делягин Михаил Геннадьевич (р. 1968) – известный отечественный экономист, аналитик, общественный и политический деятель. Академик РАЕН. Директор Института проблем глобализации. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...