Этот марш лучшей песней зовётся. Всё с ним спорится, всё с ним ладится. Каждую строку его впору на праздничный плакат, метровыми буквами на горную вершину: ЗДРАВСТВУЙ, СТРАНА ГЕРОЕВ! Каждая строка — девиз, изречение, перекличка голосов с разных концов страны: «Ты по степи, ты по лесу, ты к тропикам, ты к полюсу». И притом – цельность, нерасторжимость смыслов, подобная единству звёзд в созвездии.
«Марш энтузиастов» — марш русского пространства, которому «не страшны ни льды, ни облака». Это пространство из острова разрослось в материк, охватило все стихии, и человек пришёл туда, где природа прежде его не видела, вывел особый сорт жизни, стойкий и к холоду, и к зною.
«Марш энтузиастов» — марш русского движения. В ритмах, выхваченных из «великих строек», «весёлого грохота, огня и звона» есть всё. Бравая поступь: «Нам ли стоять на месте». Упорное восхождение: «В скалу ли ты врубаешься». Плавный полёт: «Нам нет преград ни в море, ни на суше». Это поступь кустодиевского «Большевика» и «Петра I» Серова.
«Марш энтузиастов» — марш русского времени, русского ускорения: «За годы сделаны дела столетий». Этот марш, где нет глаголов прошедшего времени, опередил настоящее, ворвался в будущее, в котором новые города и университеты, заводы и фабрики, покорённый Космос. Марш стал половиной дела, стал кометой, за которой сияющим хвостом потянулась грядущая действительность.
Это марш небывалой цивилизации людей-гигантов, Чкаловых и Стахановых, Маяковских и Шолоховых, Шостаковичей и Эйзенштейнов. Энтузиасты — вдохновлённые люди, исполненные божественных сил. Люди весны и незакатного солнца. Люди справедливости, потому и «счастье берут по праву». Люди чистоты, что «любят и поют, как дети». Люди братства, общего дела, со-товарищи, со-трудники, со-ратники, в песне которых нет одиночек, нет «я», только «мы».
Маршу тесно в своей эпохе, он отрывается от авторов, хриплых репродукторов, от фильма, в котором впервые прозвучал. Мчится в нынешнюю жизнь, сокрушает тоску, уныние и ропот, пробуждает цивилизацию энтузиастов. Она никуда не исчезла — до поры затаилась. Кажется, под чеканные звуки вот-вот оживут в металле и повлекут за собой творцы великих свершений: «Медный всадник», «Рабочий и колхозница», «Родина-мать», исполины «Саур-Могилы», «Мужество» Брестской крепости, «Князь Владимир» и «Иоанн Грозный». Бравый шаг уже слышен близ Красной площади и Крымского моста, в окрестностях Донецка и Дамаска.
Марш, где рифмуются «страны знамя» и «души пламя», летит над Россией. Алыми, негасимыми искрами рассыпает слова ТРУД, ДЕРЗАНИЕ, ПОДВИГ, ДОБЛЕСТЬ. Слова, что исчезли из нашей речи, затерялись в нашем языковом сознании, а теперь вспомнились. Из них родятся новые поэмы, романы, гимны, с ними придут новые победы.
«Марш энтузиастов» — марш русской мечты, русских мечтателей. Он сберёг мечту «прекрасную, как небо ясную», словно морская раковина – драгоценную жемчужину, словно бутон – золотую пчелу, пронёс её невредимой «через миры и века». Марш достиг нашего слуха, чтобы мы осознали, какова она — «осуществлённая мечта».