В общем доступе появился проект федерального бюджета Российской Федерации на 2021 год и плановые периоды 2022 и 2023 года. Проект был внесен правительством в Госдуму.
Предполагается, что в 2021 году расходы все еще будут выше, чем было запланировано до наступления коронакризиса, а докризисного уровня доходов достичь еще не удастся. Бюджет будет дефицитным, и как разъясняет министр финансов Антон Силуанов, этот тренд сохранится вплоть до 2023 года.
В 2021 году запланированы доходы в сумме 18,8 трлн рублей, расходы — на 21,5 трлн рублей. Предполагаемый размер дефицита бюджета составит 2,7 трлн рублей.
Уровень доходов и расходов бюджета рассчитывался, исходя из макроэкономических прогнозов. Согласно базовому прогнозу, мир не столкнется со второй волной коронавируса. Мировой ВВП сократится в 2020 году на 4,0 — 4,5%, и мировая экономика будет восстанавливаться медленными темпами из-за разрыва глобальных производственных цепочек и сохранения ограничений в туризме, сфере развлечений, авиаперевозках, общественном питании и ряде других сфер.
При этом экономисты, составлявшие прогноз, уверены, что российская нефть марки «Юралс» будет хоть и медленно, но расти, и этот тренд сохранится весь плановый период. А рубль будет также медленно слабеть. Но «при этом в реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики», говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Финансировать дефицит бюджетных средств планируется из Фонда национального благосостояния. Также помочь сократить разрыв между доходами и расходами должно некоторое ужесточение налоговых мер в нефтяной отрасли. В частности, отмена льгот при добыче нефти на месторождениях с выработанностью более 80%, отмена льгот и пониженной ставки вывозной таможенной пошлины для сверхвязкой нефти, отмена предоставления налогового вычета по НДПИ при добыче нефти и отмена льготной ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть на отдельных участках недр, где такая ставка была.
Часть статей бюджета, как и предполагалось, подверглись сокращению финансирования. К примеру, охрана окружающей среды недополучит 18,7% от предыдущего плана, образование — 3,6%, национальная оборона — 3,7%.
При этом финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности вырастит на 0,8%. Расходы на национальную экономику — на 17,2% от плана. На здравоохранение — на 5,7%. А, например, по статье «Средства массовой информации» теперь запланировано потратить на 39,3% больше, чем предполагалось ранее.
Разъясняет экономист
Доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин рассказал «Свободной Прессе», что согласен далеко не со всеми прогнозами и распределением доходов и расходов в предлагаемом бюджете.
— В базовом варианте прогноза в мире нет второй волны коронавируса, мировой ВВП в 2020 году сократится на 4,0 — 4,5%, мировая экономика будет восстанавливаться долго, российская нефть будет слабо, но расти, а рубль слабо падать — насколько реалистичны эти прогнозы?
— Мы уже видим вторую волну «коронабесия», так что эти прогнозы снова не учитывают фактор, который уже есть. Они могут угадывать ситуацию, но в своей основе этот прогноз ошибочный.
Вторая волна уже есть, мы ее видим в Европе, в Штатах, у нас — везде.
Насчет прогноза о том, что нефть будет дорожать: как раз сейчас она подешевела и, по прогнозам Банка России, в среднем в период с сентября по декабрь цена нефти будет $ 33 за баррель. При том, что средняя цена сентября была за $ 40 за баррель. Это не очень комфортная в перспективе ситуация.
И в целом, если в Америке начинается бардак, а он начинается, мировой экономике будет становиться скверно.
Но либералы никогда не способны сделать адекватный прогноз.
— Затраты на социальную политику 26% от общего объема бюджетных трат — это много или мало?
— Это нормально, это примерно так, как и всегда.
Здесь нужно понимать, что основная часть этих расходов — заполнение дыры Пенсионного фонда. А дыра в бюджете Пенсионного фонда вызвана даже не столько демографией, сколько регрессивными вложениями доходов граждан. То есть, это компенсация бездумной политики государства.
— Как оцениваете предложение отказаться от накопительной части пенсии?
— Накопительная пенсия и так является фикцией: мы платим деньги, которые государство, по сути, заморозило. Зачем нам это делать? Самая эффективная пенсионная система — это распределительная, солидарная, которая была в Советском Союзе. Накопительная система работает только на стабильно растущих рынках, что бывает достаточно редко.
— В медицине делается ставка на строительство. Как Вам этот тренд?
— Мне это не очень нравится, потому что у нас не предполагается интенсивная борьба с коррупцией.
Я полностью поддерживаю необходимость модернизации инфраструктуры и крупных проектов, но нужно сначала предусмотреть механизмы борьбы с коррупцией. Без них это не столько про модернизацию, сколько про распил и финансирование за счет наших денег крупных олигархических структур.
— А как Вы оцените сокращение расходов на национальную оборону вместе с увеличением на национальную безопасность и правоохранительную деятельность?
— Сокращение расходов на национальную оборону — абсолютно неприемлемо, потому что это подрыв обороноспособности в той или иной форме. Что называется, сбылась мечта либералов. Это неправильно, особенно в условиях, когда вокруг нас начинается дестабилизация ситуации.
Увеличение на правоохранительную деятельность и нацбезопасности — возможно, как раз оправдано системной дестабилизацией.
— Поддерживаете ли Вы налоговое ужесточение для нефтяной отрасли?
— Нет, в этой отрасли и так перегруз по налогам. Когда просто пытаются отменить налоговые инвестиции, которые называются налоговыми льготами — это неправильно.
А вот, выравнивание налогообложения различных сырьевых отраслей, и то частичное, против чего выступили олигархи, и от чего, я как я понимаю, открестился Андрей Белоусов — это вещь вполне оправданная. Когда у одних налоговая нагрузка 63%, а у других — 1,8%, то где здесь государство?
— Ждать ли нам в связи с этим повышения цен на бензин и другое топливо?
— Повышение цен на бензин ждет нас всегда, потому что основная часть цен — это налоги. В бензине, по-моему, более 2/3 цены — это налоги, и аппетиты государства будут только расти.
— Наконец, стоит ли бояться самого факта дефицитного бюджета?
— Дефицит совершенно незначителен на общем фоне. Если сравнить этот дефицит, с тем, что был у США во время кризиса — около 200%, то на наш, на мой взгляд, внимание можно не обращать.