В среду, 14 октября, конфликт в Нагорном Карабахе разгорелся с новой силой. О московских договоренностях по поводу прекращения огня, похоже, окончательно забыли по обе стороны разграничительной линии.
Так, в Минобороны Армении заявили, что до сих пор не выпустили «ни одной ракеты или пули в сторону Азербайджана», но теперь вправе наносить удары по любым военным объектам на азербайджанской территории.
Причина такого шага — удар Азербайджана по армянской военной технике.
«14 октября ВС Азербайджана нанесли удар по осуществляющей боевое дежурство военной технике на территории Республики Армении, приграничном с карабахским Карвачаром. Удар нанесен исключительно на предположении, что эта техника готова нанести удар по мирным населенным пунктам Азербайджана», — говорится в пресс-релизе военного ведомства Армении.
Предположение Баку в Ереване назвали необоснованным.
«В то же время заявляем, что отныне ВС Республики Армения оставляют за собой право в рамках данной логики наносить удары по любым военным объектам или военным передвижения на территории Азербайджана», — говорится в документе.
Ранее в среду об инциденте сообщил Азербайджан. По версии Баку, военные нанесли точечный удар по «легитимной военной цели» на армянской территории. И эта цель —
ракетный комплекс, готовый к нанесению ударов по мирному населению и гражданской инфраструктуре в Азербайджане.
Кроме того, помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев сообщил, что в результате ракетно-артиллерийского обстрела армянскими военными населенных пунктов в Тертерском районе Азербайджана погиб один мирный житель и еще шестеро получили ранения. По словам Гаджиева, более 100 снарядов поразили Тертер и ближайшие деревни.
Днем 14 октября свое видение обстановки изложил и премьер Армении Никол Пашинян. По его словам, за последние 18 дней во время боев в Нагорном Карабахе армянские военные отступили на двух направлениях, но сейчас армия Карабаха полностью контролирует ситуацию на всех направлениях.
«На северном и южном направлениях наши войска имели определенные отступления. Противник изменил тактику, диверсионными вылазками пытаясь создать хаос в нашем тылу», — сообщил Пашинян.
Он считает, что «план полной оккупации Нагорного Карабаха не сработал», благодаря действиям военных Армении и ополчения. «Армия Карабаха героически сражается против турецко-азербайджанского союза с привлечением наемников и террористов… Противник потерял огромное количество техники, понес огромное количество потерь в живой силе», — заявил Пашинян.
Напомним, 10 октября Армения и Азербайджан заключили перемирие после прошедших в Москве переговоров на уровне министров иностранных дел. Однако вскоре режим прекращения огня был нарушен. Президент Азербайджана Ильхам Алиев говорил, что главным фактором прочности перемирия является признание Арменией принадлежности Карабаха Азербайджану.
— Возникает вопрос: пройдена ли точка невозврата в Нагорном Карабахе, можно ли сейчас остановить войну?
— Шанс остановить войну есть всегда. Естественно, для этого нужны коллективные усилия — в данном случае, той же Минской группы ОБСЕ.
Если Соединенные Штаты жестко надавят на Турцию, и пообещают туркам некоторый инструментарий — у американцев все необходимое для этого есть, — то азербайджанская сторона будет выполнять условия перемирия. Россия, естественно, должна в этом случае более жестко — в плане перемирия — говорить с Ереваном.
Необходимо четко оговорить условия: если вы не прекращаете боевые действия, мы делаем то-то и то-то. Аналогично в случае разговора США с турецкой и азербайджанской сторонами. После этого, думаю, конфликт прекратится немедленно.
— Почему мы не задействуем эти рычаги?
— Потому что у Турции, скорее всего, развязаны руки. Американцы дали туркам карт-бланш, поскольку конфликт в Нагорном Карабахе ослабляет позиции Исламской республики Иран.
Кроме того, Турция, благодаря конфликту, прорывается в Центральную Азию. Там сейчас, напомню, разворачивается противостояние между Китаем и США. Видимо, Турция примет в нем участие на стороне Америки. И здесь нужно не упускать из вида, что 24 июля госсекретарь США Майк Помпео официально объявил Китаю войну, и сегодня уже формируются военно-политические блоки.
Разумеется, Помпео объявил холодную войну — де-факто, гибридную. Это значит, все средства в ней будут задействованы, кроме ядерных.
— Можем ли мы сами надавить на Турцию?
— У нас давить на Анкару не очень хорошо получается. Мы все время уступали туркам — простили сбитый ими в Сирии наш Су-24 и гибель летчика, простили убийство посла РФ в Турции Андрея Карлова. По сути, военно-политическую стратегию — я бы даже сказал, геополитику, — мы разменивали на базарную тактику, на надежды на некую финансовую прибыль.
Мы уступали туркам и на сирийском фронте. Первоначально Россия формулировала позицию жестко: из Сирии должны быть выведены все вооруженные контингенты стран, которые присутствуют там незаконно. Мы и здесь уступили — сегодня проводим совместное с турками патрулирование на сирийской территории. Наконец, мы позволили присутствовать под Идлибом протурецким силам боевиков.
И, конечно, Эрдоган взял нас на крючок и атомной электростанцией «Аккую», и особенно газопроводом «Турецкий поток».
На мой взгляд, мы серьезно просчитались с турками — именно потому, что коммерческие интересы у нас превалировали над геополитическими. В результате, мы оказались в нынешнем положении. Тем не менее, предпринимать попытки урегулирования в Нагорном Карабахе нужно — пытаться нужно всегда.