Выбор между плахой и виселицей

Когда читаешь этот пухлый документ под сотню страниц, рожденный в недрах министерства по вопросам реинтеграции, невольно ловишь себя на мысли, что его авторы специально прибыли в первую четверть XXI века из далекого средневековья, где не было других действенных способов разрешения конфликтов в обществе, кроме выбивания недовольства розгами. За всеми словесами о демократии, следовании нормам права и общечеловеческим ценностям, в законопроекте явно просматривается возведение подавления инакомыслия и наказания неугодных в какой-то культ. При этом никакого милосердия: все несогласные с идеологией украинского национализма должны за свой выбор страдать и каяться на протяжении десятилетий.

Итак, что же предлагается в законопроекте? Его название говорит само за себя: предлагается установление переходного периода с того момента, как территории, на которые претендует Украина, полностью перейдут под власть Киева. И продлиться этот самый переходный период должен ровно четверть века: именно столько, по мнению авторов документа, требуется для полного переформатирования непокорных регионов. Законопроектом предполагается, что все это время там будет действовать особый порядок въезда-выезда: только по спецразрешениям властей, только через контрольно-пропускные пункты и только через территорию Украины.

Разумеется, виновными во всем признаются Россия и носители пророссийских убеждений. Даже представители канонического Московского патриархата должны будут указывать в своих официальных документах принадлежность к «стране-агрессору». Представители России не допускаются к участию в составе международных организаций, занимающихся урегулированием конфликта. Предусматриваются тотальная декоммунизация и дерусификация: запрету подлежит не только коммунистическая символика, но также российская, донбасская и крымская. Кроме этого должны быть уничтожены все памятные знаки, установленные весной 2014 года и позднее, причем посвященные не только борцам с бандеровщиной, но и ее жертвам. Взамен этого в Киеве, Севастополе, Симферополе Донецке и Луганске предполагается возвести мемориальные комплексы памяти жертв «российской агрессии», а в украинской столице – соответствующий музей со статусом национального. Помимо всего прочего законопроектом предлагается введение целого перечня дней национального траура, посвященных событиям 2014 года в Крыму и Донбассе, включая день уничтожения малайзийского «боинга», сбитого, кстати, украинской ракетой. О том, что вышеуказанные территории ждут тотальная украинизация, пропаганда украинского национализма и Североатлантического альянса, говорить излишне.

Согласно документу. создание органов власти в Крыму и Донбассе находится полностью в ведении Киева, назначение чиновников на все должности в первые годы переходного периода – исключительное право высшего руководства Украины. Никаких вам конкурсов на замещение вакансий и никакого местного самоуправления: кого назначили – тот и будет управлять! Крымчане и жители Донбасса получат право на участие в выборах депутатов местных советов не ранее чем через два года после установления Киевом контроля над территориями, подобные ограничения также будут существовать и в вопросе выборов президента Украины, депутатов Верховной Рады, а также участия во всеукраинском референдуме. Предусматривается тотальная люстрация на предмет запрета неугодным занимать ответственные должности. И это без учета куда более серьезных репрессий для участников антифашистского движения, которые в данном законопроекте тоже намечены.

Из документов, выданных в ДНР, ЛНР, Крыму и Севастополе, украинская власть признает действительными только лишь свидетельства о рождении, смерти, браке и разводе, все остальное будет требовать дополнительного подтверждения, и зачастую – через суд. Для признания действительными крымских и донбасских документов об образовании надо будет проходить переаттестацию. Все сделки с имуществом в Крыму и Донбассе, совершенные начиная с весны 2014 года, подлежат обязательной конвалидации специальной комиссией, иначе они не будут иметь юридической силы. Если же учесть то количество имущественных операций, которые совершены на неподконтрольных Киеву территориях, процесс конвалидации рискует либо потонуть в бумагах, либо (что куда вероятнее!) стать хорошей кормушкой для коррупционеров всех мастей.

Обезьяна Господа Бога

В дополнение к законопроекту о «переходном периоде» Киев активно разрабатывает и другие репрессивные инструменты. Украинская пресса достаточно бурно обсуждает разработку законопроекта, касающегося введения в Незалежной такой институции, как социальный рейтинг, по образцу того, что мы можем видеть в современном Китае. Напомним, что с 1 января 2021 года в КНР вступил в силу Гражданский кодекс, узаконивший систему «социального кредита». Ее суть в том, что чем выше рейтинг гражданина, тем проще ему в вопросах трудоустройства и карьеры, приобретения билетов на транспорт (включая разницу в их стоимости), обеспечения жильем, образованием и медицинским обслуживанием, доступа к финансовым преференциям, включая льготное кредитование и налогообложение. Соответственно, чем рейтинг ниже, тем меньше у его обладателя будет жизненных перспектив. Не будем перечислять те добродетели, за которые гражданин Поднебесной может улучшить свою карму, ибо в нашем случае это не так важно, зато обратим внимание на то, что к ухудшению рейтинга приводят такие проступки, как участие в несанкционированных политических акциях, членство в религиозных организациях с плохой репутацией, отсутствие искреннего раскаяния за ранее совершенные правонарушения, распространение во Всемирной паутине недостоверной информации, а также необоснованной критики в адрес властей КНР и проводимой ими политики.

Подобную практику на Украине хотят ввести представители пропрезидентской партии «Слуга народа», а вице-спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук уже даже поручил законодательно утвердить ее в Гражданском кодексе. Авторами идеи основной упор делается на борьбу со всевозможными неплательщиками налогов, алиментов и штрафов, недобросовестными заемщиками, но особенно – с должниками по оплате услуг ЖКХ. Последнее весьма актуально: цены на «коммуналку» в Незалежной и до 1 января 2021 года были откровенно грабительские, а сейчас они еще повышены и, зачастую могут даже превышать семейный бюджет. Все это происходит на фоне резкого роста безработицы, сокращения льгот и субсидий: улицы украинских городов захлестнули массовые акции протеста.

Вполне понятно что повышение платежной дисциплины – это всего лишь благие намерения, за которыми кроются куда более интересные вещи. Если Украина хочет копировать китайскую технологию целиком и полностью, то, в отличие от той же КНР, где стремятся сделать выгодной лояльность граждан к государству, цель здесь может быть только одна: подавление любых форм недовольства. Недовольных, конечно, можно пытать в застенках СБУ, на них легко натравить желающих порезвиться необандеровских молодчиков. Однако зачем плодить мучеников, если многократно выгоднее продавать этим людям возможность быть недовольными за весьма приличные деньги? Попросту говоря, сделать недовольство крайне дорогим удовольствием. Вышел на митинг против повышения цен – получай штрафной балл, не желаешь переходить на украинский язык – получай еще, осуждаешь декоммунизацию – снова снизим рейтинг, не молишься вместе с раскольниками – опять пополнится «копилка», ну а если сочувствуешь восставшему Донбассу – тут уже антирейтинг совсем до небес взлетит. В критический момент взять бедолагу с таким перечнем грехов за глотку проще простого – согласится на любые условия. А с пресловутой украинской коррупцией торговля кармой может стать для чиновников еще и хорошим левым доходом: отлистывай сколько надо в нужный карман – и никто тебя не тронет! Как тут не вспомнить пресловутые средневековые индульгенции?

«А судьи кто?»

Однако вернемся к законопроекту о «переходном периоде» и посмотрим список тех, кто помогал так называемому министерству по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий разрабатывать данный документ. Это благотворительные фонды «Право на защиту», «Восток SOS», «Стабилизейшен Суппорт Сервисез», центр прав человека «Zmina», Крымская правозащитная группа, общественный холдинг «Группа влияния», общественные организации «Крым SOS» и «Донбасс SOS». Интересный момент: все без исключения вышеназванные организации изрядно засветились в событиях 2014 года, их активисты принимали участие в Евромайдане, а чуть позже в качестве волонтеров возили помощь необандеровским карателям. Львиную долю участников этих организаций составляют жаждущие реванша украинские националисты, покинувшие Донбасс и Крым после победы Русской весны на этих территориях.

В медицине такое состояние называется фантомными болями, когда утраченная часть тела еще долго напоминает о себе. Нечто подобное происходит и с теми, кто не разделил исторический и цивилизационный выбор, сделанный народом Донбасса и Крыма весной 2014 года. Эти люди вынуждены были начинать свою жизнь сначала, оставив на неподконтрольных Киеву территориях все и вся. Впрочем, имущество – дело наживное, а вот позор поражения так просто не проходит: для избавления от этого чувства нужно расквитаться с обидчиком по полной. Вот поэтому беглые донецкие, луганские и крымские необандеровцы с евроинтеграторами придумывают казни египетские для своих земляков за то, что те не разделили их устремления.

Впрочем, причина появления подобных документов заключается не только в жажде мести, и не только в том, что украинская националистическая идеология не приемлет плюрализма, действуя по принципу: «Или будет по-нашему, или не будет никак!» На самом деле Украина не сильно желает возвращения тех, кто расстался с ней в 2014 году: все-таки это несколько миллионов человек, с мнением которых придется считаться, поэтому на словах Киев может сколько угодно выступать за территориальную целостность, но в реальности будет предпринимать все чтобы оттолкнуть этих людей от себя раз и навсегда.

Для любого нормального человека вполне естественно желание любить и быть любимым. Для любого носителя экстремистской идеологии столь же естественно желание не только ненавидеть, но и самому являться предметом чьей-то ненависти. Естественно поэтому, что если на той стороне баррикад тебя перестали ненавидеть, то, значит, ты побежден, тебя больше не воспринимают как угрозу. Украинский национализм не исключение: бандеровцам важно, чтобы ненавидимые ими отплатили им той же монетой. Вот именно для этого воспаленное сознание национал-радикалов и рождает законопрожекты «о переходном периоде»: им важно подливать новые порции масла в огонь вражды.

ИсточникДон 24
Александр Дмитриевский
Дмитриевский Александр Владимирович (р. 1974) — историк, публицист, ветеран русского движения Донбасса. Постоянный эксперт Изборского клуба Новороссии. Подробнее...