По Шеллингу, мы не должны представлять время как линию.
Условно, есть некоторый маршрут точки — мы знаем прошлый маршрут, но его уже нет, и мы не знаем будущего. Свобода выбора маршрута в будущем и составляет специфику нашего вкуса. В каждый момент настоящего разыгрывается будущее.
Когда люди пишут, что прошлого не хватает, а настоящее «не очень», движение в будущее их уже не вдохновляет — нет ни сил, ни желания, ни веры в будущее.
Шеллинг же нам говорит, что существует сразу три времени — прошлое, настоящее и будущее, они находятся в синхронической связи. Время движется в структуре настоящего, которое представляет собой автономное онтологическое состояние.
Отсюда интересный момент: с точки зрения Шеллинга дети — не «наше будущее», а замена нас в настоящем.
Но в настоящем как таковом нет смысла, по Шеллинга — это лишь эмпирическая фиксация того, чего нет в настоящем. Настоящее бессмысленно — оно может стать осмысленным, а может провалиться в тотальную бессмысленность. Это измерение времени, в котором развертывается битва.
Будущее по Шеллингу — это бытие смыслов. Будущее никогда не наступает. Оно может наступить, если радикально выпрыгнем из настоящего, а не будем двигаться по нему. Будущее само по себе наступило, оно уже есть. Поэтому в будущем есть смысл. Что больше не имеет смысла, падает в прошлое. Получается, человек имеет дело только с настоящим.
Так, время посещения Авраама ангелами — нечто живое, нечто будущее, а газета недельной давности — уже отцвела, сгнила и исчезла (поскольку было сиюминутно и бессмысленно).
Наше представление о времени сейчас структурируется с точки зрения прошлого — мы не живем по-настоящему, а проходим жизнь, а движемся к тому, что пройдет. Преходящесть бытия — бессмысленность нашего присутствия в мире.
Христианское Воскресение — не потом, это уже Сейчас. На небе — царство смыслов. Поэтому когда все настоящее пройдет, нам откроется полнота этих картин.
Мы живем даже не в настоящем, а в преходящем. Настоящее — то, где еще есть битва между прошлым и будущим, где есть борьба за то, чтобы все было осмысленным или утратило смысл.