Владимир Овчинский: О кибердиалоге на фронтовой линии новой холодной войны

Как образно отметил несколько лет назад колумнист Independent Мэтью Норман «киберпространство стало фронтовой линией новой холодной войны» (Independent, 07.10.2018).

Когда Джо Байден в своём выступлении 19 февраля 2021 года на виртуальной Мюнхенской конференции по безопасности говорил о противостоянии “угрозе со стороны России”, он, безусловно, априори имел ввиду и противостояние “российской киберугрозе”.

В обстановке, всё более похожей на начало новой холодной войны, США  загоняет возможность кибердиалога с Россией в тупиковую ситуацию.

Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан заявил 21 января 2021 года, что США ответят на хакерскую атаку на компанию SolarWinds в течение «недель, а не месяцев». В результате атаки, в которой подозревают Россию, пострадали несколько правительственных ведомств США, сообщил «Голос Америки».

В интервью телеканалу CBS Салливан рассказал, что Белый дом попросил разведывательное сообщество провести дополнительную работу — по установлению виновных. «Необходимо уточнить, как произошла эта хакерская атака, какой ущерб она нанесла, каковы масштабы вторжения», пояснил Салливан.

По словам Салливана, подготовка ответа потребует нескольких недель, а не месяцев. «Ответ будет включать сочетание нескольких инструментов, как он подчеркнул, «видимых и невидимых»».

Джейк Салливан заявил, что в намерения США входит «сделать так, чтобы Россия поняла, где США проводят черту в отношении такого рода деятельности».

Для справки

О взломе компьютерных сетей Министерства финансов и Министерства торговли США первыми сообщили 13 декабря 2020года агентство Reuters и газета Washington Post. По их сведениям, информация оказалась настолько серьезна, что Совет национальной безопасности немедленно провел в Белом доме совещание по этому вопросу.

Первоначально речь шла о том, что хакеры в течение неизвестно какого времени имели доступ к служебной электронной переписке этих двух ведомств. Однако с тех пор список жертв взлома пополнился названиями как государственных учреждений, так и частных компаний. Эксперты сразу же указали на Россию как на источник атаки (до сих пор не предъявлено никаких доказательств этому – Ю.Ж., В.О.).

«Российский след» этой атаки раздувает не только Салливан. Бывший специальный помощник Обамы по вопросам национальной безопасности, бывший посол США в России Майкл Макфол (который сейчас занимает важную позицию в неформальном, обамовском, «втором контуре» управления Америкой) считает, что «США инвестировали недостаточно средств в систему защиты от атак Москвы на американские цифровые сети. Администрация Байдена должна взаимодействовать с Конгрессом и выделять больше ресурсов на сдерживание российских киберугроз, особенно в отношении критической инфраструктуры, такой как банковская система США, электросети, вооруженные силы и системы ядерного оружия. Она также должна взять на себя дополнительную ответственность за повышение кибербезопасности всех американцев. Американские граждане рассчитывают на то, что вооруженные силы будут сдерживать или отражать физические атаки со стороны противников США. Почему бы им не рассчитывать на то же самое в киберпространстве?

Чтобы защитить компьютерные сети отдельных граждан и компаний частного сектора, правительству США необходимо будет перестать делать ставку на коммерческие продукты и частных субъектов в сфере обеспечения безопасности в киберпространстве и своими силами внедрять больше необходимых технологий, экспертных знаний и опыта на местном внутриведомственном уровне. Администрация Байдена должна будет как минимум увеличить штат и бюджет Агентства по обеспечению кибербезопасности и безопасности инфраструктуры» (Foreign Affairs, 19.01.2021).

Макфол, в отличии от Салливана, за переговоры американских и российских экспертов по кибербезопасности. Он считает, что они «должны попытаться достичь соглашения о том, какие объекты могут и не могут быть законными целями атак. Например, российским и американским хакерам должны быть недоступны такие объекты, как системы ядерного оружия и инфраструктура» (там же).

Какую позицию в этой обстановке занимает Россия?

Ещё до выборов президента США – 2020 на главном кремлёвском сайте 25 сентября 2020 года было опубликовано Заявление Владимира Путина о комплексной программе мер по восстановлению российско-американского сотрудничества в области международной информационной безопасности.

В этом заявлении Путин вновь обратиться к США с предложением одобрить комплексную программу практических мер по перезагрузке российско – американских отношений в сфере использования информационно‑коммуникационных технологий (ИКТ):

Первое. Восстановить полномасштабный двусторонний регулярный межведомственный диалог по ключевым вопросам обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) на высоком уровне;

Второе. Поддерживать непрерывную и эффективную работу каналов связи между компетентными ведомствами наших стран по линии центров по уменьшению ядерной опасности, групп оперативного реагирования на компьютерные инциденты и должностных лиц высокого уровня, курирующих проблематику МИБ в рамках структур, связанных с вопросами обеспечения национальной, в том числе информационной, безопасности;

Третье. Совместно разработать и заключить двустороннее межправительственное соглашение о предотвращении инцидентов в информационном пространстве по аналогии с действующим советско-американским Соглашением о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 года;

Четвёртое. Во взаимоприемлемой форме обменяться гарантиями невмешательства во внутренние дела друг друга, включая избирательные процессы, в том числе с использованием ИКТ и высокотехнологичных методов;

Пятое. Дать ход российско‑американскому профессиональному экспертному диалогу по вопросам МИБ, не делая его заложником политических разногласий;

Шестое. Выйти на заключение глобальной договорённости о принятии политического обязательства государствами о ненанесении первыми удара с использованием ИКТ друг против друга.

К сожалению, это заявление осталось неуслышанным. Судя по оценкам американских СМИ накануне выборов в США Вашингтон посчитал предложения Путина «циничной уловкой».

Но в мире к предложениям российского президента специалисты отнеслись с большим интересом.

Взгляд экспертов

Два отставных подполковника армии обороны Израиля, эксперты по вопросам национальной безопасности Дэниэл Раков и Иошай Гуйский опубликовали в американском издании The National Interest (18.02.2021) весьма значимую статью «Почему Джо Байден должен начать с Россией диалог о кибербезопасности».

Эксперты называют следующие факторы для этого:

включение российско-американского кибердиалога на высоком уровне в политику новой администрации США в отношении России может принести существенные выгоды и при этом создаст очень мало рисков;

хорошо скоординированной киберзащиты и давления на Москву администрации Байдена будет недостаточно, чтобы предотвратить бесконтрольную эскалацию в киберпространстве;

обеим сторонам следует учитывать свои интересы кибербезопасности и разрабатывать механизм для проведения дискуссии, деэскалации.

Эксперты полагают, что существует острая необходимость и благоприятная возможность для выхода из нынешнего тупика.

«Во-первых, в США и Европе меняется отношение к социальным сетям и появляется желание и готовность их регулировать. В этом заключается существенное отличие от прежних убеждений в неприкосновенности свободы слова, и это говорит о признании опасности дезинформации.

Во-вторых, усиливается опасность колоссального непреднамеренного ущерба. Сумма ущерба оценивается в миллиарды долларов. От атаки на SolarWinds пострадали 18 000 компаний и организаций. Это указывает на то, что если бы задача заключалась не в слежке за компьютерными системами, а в их уничтожении, масштаб ущерба был бы значительно шире.

В-третьих, опыт прошлого показывает, что есть возможности для стратегического диалога, и есть понимание того, как уменьшить размах и интенсивность кибернетических и разведывательных операций.

В-четвертых, в эпоху соперничества и вражды есть спрос на более эффективные механизмы урегулирования конфликтов. Значимость интернета и деятельности в нем в период пандемии выросла в геометрической прогрессии. Произошло это в момент, когда США и Россия готовы соперничать с применением силы, а другие игроки (Китай, Северная Корея, Иран) обладают собственными и весьма существенными возможностями, и тоже проводят кибероперации, способные оказать значительный эффект. Из-за такой нестабильной ситуации и возможности просчета сегодня крайне важно создать открытые каналы общения между Россией и США с привлечением технических экспертов.

И наконец, всё ещё возможно согласовать основные правила игры и избежать ненужной эскалации даже между заклятыми врагами».

***

Думается, что израильские эксперты не сказали главного.

Современная, РЕАЛЬНАЯ кибервойна может иметь последствия аналогичные ядерному апокалипсису, либо напрямую вызвать его.

Времени до начала активного кибердиалога остаётся не так много.

Появление квантовых компьютеров создаёт искушение использовать их как разрушительное кибероружие.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...