Вот про кого точно можно сказать: берет от жизни все! И живет как будто играючи: прислушиваясь к интуиции и собственным желаниям. За что бы Охлобыстин ни взялся — и в кино, и в жизни, все у него выходит органично и с огоньком. Вот и, соглашаясь «стать» легендарным Печкиным в мультфильме «Простоквашино», Иван руководствовался зовом сердца. Поэтому в итоге очень сроднился со своим персонажем и даже… изменил его судьбу.

Актер признается, что, подписываясь на проект, о гонораре даже не задумывался. «Я обожаю этот мультфильм, сам на нем рос, поэтому стать голосом одного из героев — исключительно служение идолам детства, почетная обязанность», — признается он «СтарХиту».

Уже ровно три года почтальон хрипит, смеется и даже поет по-Охлобыстински. А в интервью, приуроченном к дню рождения «Простоквашино», Иван Иванович затронул не только логичные для этого инфоповода темы. Почему ему стыдно смотреть телевизор, за кем следит домашний видеоробот и какими растут шестеро детей, актер откровенно рассказал «СтарХиту».

— Начнем с характера. Про вашего Печкина сказано так: «немного неухоженный, занудный, старомодный, хвастливый, трусливый, ворчливый». Есть с вами что-то общее?

— В принципе вы меня сейчас и описали. Но я еще и дотошный ко всему прочему. Поэтому персонажем доволен, люблю его. Считаю, что все типы должны быть представлены в спектре человека. А Печкин при этом влюбчивый, добрый, старающийся жить правильно. Он на белой стороне. В силу того, что ребенок воспринимает мир полным восхищения взором, у него ноль критики. Поэтому на экране все должно быть подано немного гипертрофировано — любые черты. Когда дети вырастают, понимают, что личностный фактор так или иначе проник в тот или иной образ. Какие Табаковские черты в коте Матроскине! И еще я просто восхищен тем, как Юля Меньшова озвучила маму дяди Федора, она и внешне на нее похожа.

— Знаю, что благодаря вашей любви к музыке, ваш персонаж запел. Часто в жизни выступаете, в караоке ходите?

— Я люблю петь, но, к счастью, понимаю, что делаю это отвратительно. Поэтому моя аудитория проверена десятилетиями: она извращенная, ей нравится. Слушатели — мои старые друзья, люди разных профессий. Так что пою либо в компании по хулиганке, либо — в кино. Считаю, что песня выгодно выделяет любой фильм, плюс — может стать основой для трейлера. Вот в случае с Печиным получилось это дело протолкнуть. Переживал, что спел не очень хорошо — был сиплый, только из Геленджика вернулся. Мы там снимали спортивное шоу: 40 градусов в тени, песок, ветер, а мне приходилось много орать… Поэтому, когда пришел черед записывать песню, еле говорил. Даже приходил врач и мне пшикал лекарство в горло. Была бы возможность, я бы перепел. Но христолюбивый Чистяков (композитор — прим. ред.) сказал, мол, все хорошо.

— А что исполняете, когда собираетесь за столом? Блатняк под гитару?

— Не-е-е, мы не любим блатняк. У нас много сидевших в компании, это для них не доброе воспоминание. Жизнь потрепала, как говорится, не дай Бог. Гарантировано звучит «У черного моря», потом — «Ты только не взорвись на полдороге, Товарищ Сердце». Жена Оксана принуждает нас к Антонову — мы сначала его слушаем, потом поем. Следом по той же схеме с Магомаевым и его «О море, море». Вообще все зависит от крепости напитков и состава компании. Если это томный дамский вечер, присутствуют женщины, то широко представлена романтическая сфера — Розенбаум. Не уголовная история, а именно про любовь. Обязательно исполняем «С Одесского кичмана», а под конец, когда я уже охрип, меня заставляют петь детям «Спят усталые игрушки» — тем самым отправляя их по кроватям. Ну, а чтоб точно охрип, перед этим просят «Я убью тебя, лодочник».

— Печкин ваш, значит, почту разносит. А вы последний раз давно держали в руках настоящее письмо?

— Кстати, совсем недавно. Я Мише Ефремову писал в тюрьму. Сложно, конечно, что-то писать, у него такая трагедия. Рассказывать, как хорошо все у нас — это, считай, травмировать, потому что у него там все плохо. Родной человек, очень переживаю за него. Так и написал, мол, Мишка, не знаю, что тебе писать, очень тебя люблю, хочу приехать навестить, когда это будет возможно. Ну и все, собственно. Потом это письмо отправляется на электронный адрес во ФСИН, читается цензорами, вручается адресату… Ну, а если говорить именно о написанном от руки, то последнее, что писал, это исповедь. У меня есть специальная красивая ручка, друзья подарили: такой прям толстый золотой «Паркер» — на зависть всем «колхозникам». И маленькая книжечка, где поминальник. Достаю я, значит, эту жирную шикарную ручку и записываю свои грехи. И потом вкладываю внутрь листочек. Очень слежу, чтоб все было аккуратно, потому что момент как из сказки — из «Пиратов Карибского моря». Только так.

— Сейчас мало кто фанатеет от персонажей мультиков или фильмов. В основном у детей в моде блогеры, тик-токеры, попса. Ваши на чем росли? Вы контролировали их контент?

— У меня 20 лет старшему сыну Васе, так вот он попал на период анимэ. Как его, короткое японское имя… Наруто! До этого, у поколения постарше, были «Черепашки ниндзя», но они как-то к ним не липли. Я ориентировал их вкус, была такая возможность. Поэтому смотрели и «Трио из Бельвилля», и «Карлсона», и «Простоквашино», а до этого как раз вышел «Ходячий замок». Сейчас я уже ничего не контролирую, мы же в каком веке живем. Полагаюсь на сознательность, на гештальт. Савва весь в Интернете, в игровых платформах. Там свои чаты, админ, свои издательские дома, — целая Вселенная. Им уже не нужны whats’app и Инстаграм, — так, дряхлая старина. Я во всем этом не разбираюсь, но, как у эмпата, хорошо развита интуиция. Понимаю, что самое главное — то, что он ищет, как себя творчески реализовать. Для Саввы вся эта возня с компьютером — не просто игра, он хочет себя найти как личность. Собирается в будущем заниматься дизайном, все изучает.

— Это получается тоже своего рода социальная сеть?

— Миллионы детей на всех континентах там сидят — у них свой сленг, свои разговоры. И, кстати, обратил внимание, очень целомудренное представление о том, что касается «мальчик — девочка». Сейчас, к сожалению, с порнографией знакомятся сразу, как только появляется Интернет. В наше время никак это не пресечь. Но для них такая вседозволенность стала прививкой — поэтому их в дальнейшем уже ничего не шокирует, когда натыкаются на грязь. Просто сухо ее отставляют в сторону, мол, да-да, видели-видели. Поэтому отношения между полами, по переписке, во всяком случае, очень пионерские, как у нас. Как ни странно, эта технология привносит романтику.

— А кино кто-то у вас увлечен из детей?

— Вася учится на втором курсе сценарного. Он весь в фэнтэзи, аудиокнигах, все время в наушниках… У нас даже смешной разговор недавно был. Говорю: «Вася, за окном снег, рядом лес, пошли с папой пройдешься. Ты потом всю жизнь будешь вспоминать, как гулял в такую пургу красивую…». А он мне: «Только с одним условием!» Я приготовился, мол, конечно, что угодно. И сын, значит, выдает, зараза: «Только если мы не будем разговаривать». Потому что он эти аудиокниги слушает беспрерывно! Дуся работает в административной группе Главкино. Сниматься не хочет, хотя, конечно, красотка. Ее зовут, но дочь, может, на отца насмотрелась, или своей какой-то логикой руководствуется. Иоанна у нас китаист, ей интересны история и язык. Варя музыкой увлекается, учится на 4-м курсе медицинского в Сеченовке. Сейчас вот устроилась в клинику, чтобы стаж шел.

— В пандемию у вас, получается, был свой домашний медик.

— А она уже с нами не живет, снимает квартиру, чтобы ближе на работу ездить. И Дуся к ней перебралась, чтобы той скучно не было.

— А старшая ваша дочь Анфиса в прошлом году начинала ездить по городам и снимать ролики про их жизнь, проблемы. При этом читала, что она собиралась стать маркетологом.

— Она использует свои знания, свой энтузиазм. Очень демократичная, работает у Захара Прилепина в партии — ей нравятся идеи, там более-менее адекватные люди. И вот они восстанавливают старые дома, выясняют, где есть экологические проблемы. По Рязанской области делали расследования. Хорошая работа. Анфиска уже совершенно самостоятельная, 24 года, она у меня замуж будет выходить.

— Ого! Вот это новость. Поздравляем! А когда?

— Летом. Но у нас все по-простенькому, глупо раздувать из данного события нечто большее, чем это должно быть. А должна быть классическая свадьба, белое платье, жених в костюме, традиции. Они разучивают свадебный танец, как и мы с Оксаной в свое время. Мы танцевали под песню «В парке Чаир». А они будут под «Есть только миг». Варя специально записала фонограмму для сестры. Так что свадьба очень скромная семейная будет. Мы обычные люди, считаем, что это важный поступок. Хочется, чтобы запомнилось надолго. Но и не оскорбляло чувства окружающих.

— Вы вот с утра, получается, едете в машине — интервью даете, потом озвучка, потом съемка для одной программы, другой. Это каждый день так? Вернулся режим турбо после ограничений пандемии?

— Не-е-ет, я часто дома — мне печатать надо. Сейчас вот, когда нет кино, занимаюсь историческим восьмисерийником про Петровскую эпоху. Нужно писать два романа — брать себя в руки и как-то заканчивать. Надеюсь, летом выйдет книга «Тот». Вообще я изначально задумывал хоррор, но потом понял, что не получится. Мы все-таки по разные стороны — ужасы и я. У меня такое радостное безумие. Поэтому пробую сделать приключение в стиле «Вар Крафта». Какое-то время, конечно, выделяю для литературы — такой, которую читаешь не для удовольствия, а чтобы ознакомиться с темой того, о чем пишешь. Если удается погулять с кем-то из детей или с Оксанкой — всегда радуюсь. Мы люди негламурные, поэтому для нас счастье — это велики, лес, горы.

— Как в «Простоквашино», там ведь все герои тоже живут достаточно простой жизнью, получают удовольствие от самых обыденных вещей. Как считаете, современные люди на такое еще способны?

— Мы, кстати, сами в деревне — последней московской. Раньше их было две, но вторая поменяла статус. Но, как в этом чудесном мультфильме, люди уже не могут. И я бы, наверно, отдал все за исключением своей бессмертной души, чтобы вернуть состояние детства. Иногда эта беззаботность ненадолго приходит, обычно, когда засыпаешь. Бывает, после трудного плодотворного дня вымотался, ложишься и представляешь самое приятное, что только можешь вспомнить. К примеру, как мы ловили майских жуков в саду в деревне, сажали их в коробочки…

— Сейчас да, детям не до жуков. На видео у вас в Инстаграме сын с робото-отцом общается! До чего техника дошла — «вашего папу и там и тут показывают»!

— Это не робот, это я поставил у себя в комнате видеонаблюдение, потому что у меня кто-то тырит носки! Поэтому я периодически включаюсь через программу в телефоне, когда где-то нахожусь. И смотрю, кто там у меня роется. Вася под подозрением.

— Как считаете, не пора ли в принципе обновлять мультфильмы — чтобы герои переписывались по Whats’app, устраивали треш-вечеринки, слушали Моргенштерна?

— Конечно, нужно. Но важно, чтобы в мультике сохранялась детскость. Есть зрительные скрижали, которые определяют будущий взгляд ребенка на мир. Они должны быть безапелляционно хорошими, умными и красивыми. Для остального есть анимэ. Там, где много современного, технического, сказка уходит. Если что-то и добавлять, то аккуратно. Я бы вот, может, привнес нотку ЗОЖа — полезно и актуально сейчас. Есть же люди, которые разбираются в чаях, занимаются йогой, помешаны на правильном образе жизни. Для них это своего рода пьянство. И их можно понять. Я периодически посещаю спортзал, когда нужно форму восстановить: выходишь оттуда, а у тебя голова кружится.

— С непривычки?

— Нет, не от перенагрузок, скорее от кайфа. Я все-таки стабильно хожу, хоть у меня и нет системы. Раз в год по полтора-два месяца: возникает такое желание «Железо надо!»

— Этим же принципом вы, видимо, руководствуетесь, собирая мобильные телефоны? Слышала, что у вас одно время их штук пять в ходу было!

— Сейчас стало еще больше. Но с собой не вожу, дома лежат. Очень люблю эти железки, поэтому храню — не все, понятно, а то квартиры бы не хватило. Трубки из разных коллекций — есть «Нокиа», есть «Блэкберри». Заряжаю, включаю, когда нужно — поддерживаю жизнь. А так пользуюсь обычными смартфонами.

— У вас вот скоро выходит еще фильм «Недетский дом», где дебютировал сын Андрея Панина. Что про него могли бы сказать?

— Очень хорошо воспитанный пацан, мама и папа молодцы. Скромный, работящий, дико артистичный, правильный. В Саше видно мужское благородное, без грубости. Думаю, он будет очень интересным мужчиной. Похож на отца очень. Учится в институте, правда, не по актерской профессии, поэтому для него съемки в кино — новая история. Посмотрим. Такое типичное русское лицо, каких сейчас мало. Мужских два из ста и женских — одно. Так что лишних русских лиц на экране не бывает!

— Вам в этом году 55 лет. Как-то готовитесь к этой дате?

— Да пока никак. Я дни рождения, честно говоря, не очень люблю. Дело в том, что у нас дома всегда какие-то компании, настоящий цыганский табор. Поэтому праздники — такое обыденное явление. Что-то к юбилею, понятно, организую, но это просто будет отдельный большой напряг.

ИсточникСтарХит
Иван Охлобыстин
Охлобыстин Иван Иванович (р. 1966, Тульская область) — российский актёр, режиссёр, сценарист, драматург, журналист и писатель. Священник Русской Православной Церкви, временно запрещённый в служении. Креативный директор компании Baon. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...