Искусственный интеллект (ИИ) полон противоречий. Это мощный инструмент, у которого есть потенциал для улучшения человеческого существования. В то же время он угрожает углубить социальный разрыв и лишить работы миллионы людей. Хотя внутренняя суть ИИ носит сугубо технический характер, люди, не являющиеся техническими специалистами, могут и должны понимать основные принципы того, как он работает, и те проблемы, которые он вызывает.
Всемирный экономический форум (ВЭФ) с 6 апреля 2021 г. в рамках своей Экспертной сети организовал обсуждение проблем ИИ. Оно проводится в разделе Стратегическая разведка ВЭФ.
Резкое увеличение финансирования ИИ в последнее десятилетие отражает прогресс в его возможностях. В науке ИИ продвигает исследования в области молекулярных открытий, понимания системной биологии человека и физики всего: от элементарных частиц до галактик. Прикладные инновации ИИ скорее всего улучшат медицину, сделают транспорт более безопасным, а прогнозы погоды более точными.
Исследования ИИ также становятся все более междисциплинарными, поскольку социологи и экономисты, например, смешивают ИИ и методы статистического вывода причинно-следственных связей для развития своих областей. Эти разработки необходимы для повышения доверия к использованию ИИ в ряде сфер, в которых решения или прогнозы «чёрного ящика» могут содержать риски и угрозы для его использования, например, в критической инфраструктуре и кибербезопасности, расширении возможностей ИИ в государственных и частных службах, а также для содействия решению проблем, связанных с обработкой конфиденциальной и личной информации.
Пандемия повлияла на количество стартапов в области ИИ в мире — оно резко снизилось: с 2199 новых компаний в 2019 г. до 692 в 2020-м, следует из отчёта AI Index report 2021 Стэнфордского университета. Несмотря на это, частные инвестиции в сектор увеличились почти на 10% — с $38 млрд до $42 млрд.
Лидерами по объёму привлечённых средств стали технологические компании в области создания при помощи технологий ИИ новых лекарств, в том числе для борьбы с раком, а также проводящие исследования в области молекулярной медицины, отмечается в исследовании Стэнфордского университета. Эти разработки были профинансированы на сумму более $13,8 млрд, что в 4,5 раза больше, чем в предыдущем году. За ними в списке следуют разработчики автономного транспорта ($4,5 млрд) и компании, развивающие образовательные продукты с ИИ ($4,1 млрд).
В сфере ИИ резко возросло значение этики. В период с 2015 по 2020 гг. количество научных статей, в которых упоминаются моральные риски ИИ, значительно увеличилось. Основными темами стали конфиденциальность, прозрачность и объяснимость, следует из отчета университета.
Первая страна по объему инвестиций — США. В 2020 г. американцы вложили в отрасль $23,6 млрд — почти на 20% больше, чем в 2019-м. Изменение по количеству новых компаний в этот же период составило соответственно 647 и 184. Следом за Штатами идут Китай и Индия. Эти страны в прошлом году вложили в ИИ $10 и $0,5 млрд.
Ситуация в России
В России в год пандемии вложения в ИИ сократились почти на четверть — с $26 млн в 2019-м до $18 млн в 2020-м, уточняется в AI index report 2021. Количество новых компаний в РФ снизилось с 12 до трех. По сумме притока частного капитала Россия занимает только 38-е место.
В 2021-м г. началась реализация профильного федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика России».
Государственная поддержка, например, инициатив в области технологий машинного обучения превысит 18 млрд рублей до 2024 г. Кроме того, там заложены средства на внедрение и образовательных программ в вузах, и пилотных проектов по ИИ на средних и крупных предприятиях.
26 марта 2021 г. Президент России Владимир Путин на заседании наблюдательного совета автономной некоммерческой организации (АНО) «Россия — страна возможностей» отметил, что амбициозные задачи по применению новейших разработок в сфере ИИ ставятся во многих сферах, начиная от ЖКХ и здравоохранения и заканчивая космосом.
29 марта 2021 г. на совещании с вице-премьерами председатель Правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что стартапы и небольшие IT-компании смогут получить гранты на развитие проектов с использованием технологий ИИ. В 2021 г. на эти цели предусмотрено 1,4 млрд рублей. Правительство утвердило Правила предоставления такой поддержки.
Претендовать на гранты могут как малые предприятия, так и физические лица. Для отбора будут важны новизна разработки и эффективность предлагаемых решений, перспективность внедрения и коммерческой реализации продукта.
Субсидии предусмотрены на разработку новых сервисов и решений и на акселерацию проектов (помощь в развитии проекта и выводе продукции на рынок). Также господдержку можно получить на создание открытых ИИ-библиотек – бесплатных ресурсов, на которых собраны программные коды для работы ИИ. Каждый разработчик сможет воспользоваться такими сервисами и внедрить необходимые коды в свои ИИ-проекты.
Проведением конкурсного отбора претендентов и предоставлением финансирования займётся Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Невозможно совершить прорыв в области ИИ без учёта опыта других стран.
Общий мировой тренд
30 стран разработали национальные стратегии ИИ. На сегодняшний день Соединённые Штаты занимают первое место в области ИИ, но Китай бросает вызов их лидерству. Например, Китай обошел США по числу цитирований научных статей по ИИ. В отсутствие значительных политических изменений как в ЕС, так и в Соединённых Штатах — в частности, ЕС меняет свою систему регулирования на более открытую для инноваций, а Соединённые Штаты разрабатывают и финансируют более активную национальную стратегию ИИ. Вероятно, что ЕС останется позади как США, так и Китая, а Китай будет скорейшими темпами ликвидировать разрыв с США.
Подходы к ИИ в Китае, США и ЕС отражают их относительно сильные стороны — государственный контроль в Китае, голос граждан в Европе и деловую практику в Америке. Стратегия Китая, не связанная с проблемами конфиденциальности, направлена на использование обилия внутренних данных и развитие талантов в области ИИ с помощью централизованных схем и массовых вливаний денег. Нормативные акты и приоритеты Европейского Союза в отношении расходов руководствуются целью укрепления доверия граждан к технологиям на основе ИИ путем защиты конфиденциальности и устранения сбоев на национальных рынках труда. Основа американского подхода — укрепление связей между бизнесом и исследованиями, связанными с ИИ, и поиск способов финансирования базовых НИОКР. Несмотря на усилия по внедрению инноваций в области ИИ, все эти экономики сталкиваются с проблемами. Стратегия Китая в области ИИ продолжает полагаться только на трех технологических гигантов: Baidu, Tencent и Alibaba, которые инвестируют более чем в 100 компаний, занимающихся ИИ. Ресурсы ИИ в Европе географически несбалансированы — четверть талантов в области ИИ в Европе находится в Великобритании, а еще четверть — в Германии и Франции. Брексит представляет серьезный риск для развития ИИ. Более половины талантов в области ИИ в США — иностранцы, поэтому иммиграционная политика неизбежно станет центральным компонентом национальной стратегии ИИ.
Политика США в области ИИ
Администрация Байдена унаследовала набор стратегий ИИ, которые основываются на политике администрации Б.Обамы. Национальный стратегический план исследований и разработок в области ИИ, подготовленный в 2016 г. и обновленный в 2019 г., устанавливал приоритеты федеральных инвестиций в исследования и разработки в области ИИ, а исполнительный указ №13859 запустил американскую инициативу в области ИИ в 2019 г. В соответствии с Законом о Национальной инициативе в области ИИ было создано Управление Национальной инициативы в области ИИ Белого дома. Ему поручено координировать национальную стратегию искусственного интеллекта — потенциально мощный инструмент для стратегического продвижения ИИ. Бюро управления и бюджета (OMB) выпустило рекомендации о том, как сбалансировать регулирование ИИ таким образом, чтобы устранить риски ИИ и поддержать инновации в области ИИ. Они в том числе содержат рекомендации по регулированию ИИ, а также потенциальную дорожную карту для других правительств. Закон об утверждении ассигнований на 2021 финансовый год на военную деятельность Министерства обороны (NDAA) продолжает развивать политику ИИ в оборонном и других секторах. Закон предусматривает ассигнования на создание Национальной целевой группы по исследованиям ИИ с целью изучения возможности создания национального исследовательского ресурса по ИИ, содержит разрешение Национальному научному фонду (NSF) на создание национальных исследовательских институтов ИИ и поручение Национальному институту науки и техники NIST разработать структуру управления рисками в области ИИ. Только в 2020 г. федеральное правительство потратило почти 1 млрд долларов на исследования и разработки в области ИИ и объявило о выплате 140 млн долларов в течение пяти лет семи научно-исследовательским институтам по проблемам ИИ, возглавляемым NSF.
Американская инициатива в области ИИ признает, что партнерские отношения с друзьями и союзниками США представляют собой ключевой источник стратегического конкурентного преимущества и определяют необходимость международного сотрудничества для создания глобальной среды, поддерживающей американские исследования и инновации в области ИИ, а также открывают рынки для американских отраслей ИИ. Цели взаимодействия включают поддержку внедрения заслуживающих доверия инноваций в области ИИ, укрепление доверия к технологиям ИИ и их внедрение в интересах экономического роста и глобальной безопасности.
Осуществляются усилия США по развитию международного сотрудничества в ИИ, которые включают двусторонние соглашения о сотрудничестве с Великобританией в области исследований и разработок ИИ, участие в международных и многосторонних инициативах, таких как встреча министров науки и технологий Большой семерки, которая запустила Глобальное партнёрство по ИИ.
Политика Китая в области ИИ
Китай стремится стать мировым лидером в области ИИ в рамках правительственной инициативы «Сделано в Китае 2025». Пекин считает, что технология ИИ является ключом к будущей глобальной военной и экономической конкуренции. В июле 2017 г. Министерство промышленности и информационных технологий опубликовало «План развития искусственного интеллекта следующего поколения», в котором поставлены четкие цели: достичь того же уровня в области ИИ, что и США, к 2020 г., чтобы стать ведущим в мире центром инноваций в области ИИ к 2030 г. и построить отечественную индустрию ИИ стоимостью 150 млрд. юаней (22,2 млрд. долларов) к 2020 г. и 400 млрд. юаней (59,1 млрд. долларов) к 2025 г.
Китайский институт стандартизации электроники при Министерстве промышленности и информационных технологий является одним из ключевых игроков в стране. В 2018 г. он выпустил «Белую книгу по стандартизации ИИ», в которой излагаются национальные рамки стандартизации ИИ и план по ее развитию. Китайские продукты в области ИИ становится все труднее экспортировать по мере того, как на Западе растет внимание к стандартам конфиденциальности данных и угрозам безопасности (как видно из недавних опасений по поводу Huawei и 5G). Однако в целом китайская стратегия развития ИИ была признана самой всеобъемлющей и амбициозной в мире.
Страна также стремится к развитию международного партнерства в области ИИ в рамках своих усилий по установлению норм в этой области и экспорту своей практики государственного надзора в другие страны. В рамках своего цифрового Шёлкового пути Пекин вкладывает значительные средства в цифровую инфраструктуру и в другие страны, чтобы распространить свой подход к ИИ, который, как надеется Пекин, приблизит эти страны к его собственной модели управления и сделает их более зависимыми от Китая. Связанное с этим тревожное событие — это тестирование и использование в Китае ИИ для цензуры, репрессий и широкомасштабного наблюдения в рамках таких инициатив, как его система социального кредита. Вдобавок к этому Пекин уделяет значительное внимание роли ИИ в обеспечении национальной безопасности, полагая, что интеграция ИИ в военные технологии может позволить Китаю обогнать Соединённые Штаты в военной отрасли.
Политика Китая в области ИИ также включает некоторые элементы международного сотрудничества в области ИИ. Основные из них — это расширение сотрудничества с ведущими университетами в области ИИ и совместными исследовательскими центрами по всему миру; расширение своей роли в определении технологических стандартов; более активное участие в управлении ИИ, включая решение общих проблем (отчуждение роботов, контроль безопасности) и т.п.
Подход Европейского Союза к ИИ
Европейская Комиссия приступила к разработке своей стратегии ИИ в 2017 г., поручив Группе экспертов по ИИ разработать руководящие принципы для надежного и этичного использования ИИ в ЕС.
Вслед за этим в начале 2019 г. президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила, что разработка всеобъемлющего законодательства в области ИИ будет приоритетом для ее Комиссии. Это привело к публикации Белой книги Комиссии по ИИ в феврале 2020 г. Предложения в Белой книге включают меры по оптимизации исследований и развитию сотрудничества в области ИИ между государствами-членами, а также увеличение инвестиций в разработку и внедрение ИИ на 70%.
В последние годы европейские лидеры осознали важность того, чтобы не отставать в области ИИ, и раскрыт свой потенциал. Такие лидеры, как канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон, подчёркивают необходимость того, чтобы Европа стала ведущим глобальным игроком в области ИИ, и новая Европейская Комиссия сделала ИИ приоритетом на следующие годы. Объявив ИИ основным стратегическим приоритетом, несколько государств-членов и институтов ЕС предпринимают шаги для продвижения амбиций Европы к лидерству в области ИИ. Это включает в себя разработку специальных документов по стратегии ИИ на национальном уровне и уровне ЕС, активизацию исследований и инноваций, а также изучение новых нормативных подходов к управлению разработкой и использованием ИИ.
Центральное место в усилиях ЕС занимает идея ИИ, «создано в Европе», которая соответствует основным ценностям прав человека и демократическим принципам. На фоне опасений, что Европа уступает свои позиции Соединённым Штатам и Китаю, государства-члены ЕС понимают, что объем ресурсов, необходимых для того, чтобы идти в ногу с последними разработками в области ИИ, невозможно изыскать, действуя в одиночку. Существует четкое обоснование для более сильной роли на уровне ЕС и для более последовательного общеевропейского подхода к ИИ, который дополняет собственные действия государств-членов.
Ряд европейских стран, в частности Чехия, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Швеция и Великобритания, разработали собственные стратегии развития ИИ, или планируют сделать это в ближайшем будущем. В той или иной степени эти стратегии предусматривают конкретные действия, выделяют значительные суммы денег на развитие ИИ и стремятся отстаивать европейские ценности и продвигать ИИ этичным образом.
Подход Франции к ИИ был впервые изложен в правительственном отчете 2018 г. (отчет Villani) под названием «За значимый ИИ: к французской и европейской стратегии». Этот стратегический документ воплощает всеобъемлющий и перспективный подход к ИИ, в котором особое внимание уделяется государственным исследованиям, ресурсам, обучению, трансферам и инновациям в таких стратегических секторах, как здравоохранение, окружающая среда, транспорт и мобильность, а также оборона и безопасность.
В стратегии признается необходимость рассмотрения европейской экосистемы данных как общего блага, в котором государственные органы должны внедрять «новые способы производства, обмена и управления данными». В нем подчеркивается необходимость предотвратить утечку мозгов ведущих французских экспертов в этой области, сделать ИИ понятным для общества в целом, активнее проводить исследования и разработки в области технологий ИИ осмысленным и этичным образом. Э.Макрон объявил о выделении 1,5 млрд евро для государственного финансирования ИИ к 2022 г.
Стратегия Франции в области ИИ направлена на решение четырех основных задач: привлечение лучших специалистов, разработка политики открытых данных, особенно в тех секторах, где страна уже является конкурентоспособной, создание нормативно-правовой и финансовой базы, благоприятствующей развитию предприятий в области ИИ, и разработка нормативных актов в области ИИ с уважением к этике и приемлемым стандартам для граждан. С одной стороны, централизованный характер политической системы Франции может позволить правительственным агентствам устанавливать параметры для использования ИИ в определенных областях. С другой стороны, централизованное управление инновациями может в долгосрочной перспективе препятствовать прогрессу, поскольку ИИ требует широкого спектра НИОКР в различных областях. Кроме того, хотя Франция хорошо известна своими сильными навыками в области науки, технологий, инженерии и математики, по сравнению с Великобританией и Германией, во Франции отсутствуют академические учреждения и исследователи, активно и напрямую участвующие в исследованиях ИИ.
Согласно отчёту «The Road to AI: Investment Dynamics in the European Ecosystem: AI Global Index 2019», к концу 2019 г. Франция привлекла 1,2 млрд долларов инвестиций для стартапов в области ИИ, что сделало её лидером в Европе по финансированию ИИ, опередив Великобританию.
Французская стратегия максимально учитывает этические соображения, связанные с ИИ (например, последствия использования беспилотных автомобилей, распознавание лиц и изображений, конфиденциальность). Французская стратегия детализирована и намечает конкретные шаги по повышению привлекательности страны для исследователей; повышению прозрачности и улучшению сотрудничества в области ИИ между различными участниками и т.п. Это одна из самых амбициозных европейских стратегий по развитию ИИ.
Французская стратегия ИИ выделяется своим нисходящим подходом под руководством правительства. Это показывает, насколько правительство считает ИИ стратегически важным. Дополнительным стимулом для развития ИИ является позиционирование Франции как лидера среди технологических стран после Брексита. Такие компании, как Google, Facebook, Uber, IBM, Samsung и Microsoft, уже открыли или объявили о создании исследовательских центров ИИ в Париже.
Стратегия Великобритании в области ИИ в 2018 г. претерпела несколько важных изменений. Было начато создание новых институциональных структур, таких как Управление по ИИ и Центр этики данных и инноваций. Был выпущен новый программный документ «Сделка в секторе ИИ», который будет способствовать сотрудничеству между различными правительственными агентствами и учреждениями, частными компаниями и академическими центрами. В апреле 2018 г. правительство объявило об инвестировании почти 1 млрд фунтов стерлингов в «Сделку в секторе ИИ», в том числе 603 млн евро в виде новых государственных, промышленных и академических инвестиций и около 342 млн фунтов стерлингов добавится к ранее объявленному государственному финансированию.
В документе «Сделка в секторе ИИ» рассматриваются пять основ промышленной стратегии Великобритании: идеи, люди, инфраструктура, бизнес-среда и места. В нем также изложены пути реагирования на вызовы и возможности, предоставляемые ИИ, на основе: превращения страны в глобальный центр ИИ путем инвестирования в НИОКР, навыки и нормативные инновации; поддержки секторов для повышения производительности за счет ИИ и анализа данных; мирового лидерства в области безопасного и этичного использования данных и укрепления цифровых возможностей путем создания Центра этики данных и инноваций; а также помощи людям в развитии навыков, необходимых для работы в будущем.
Эти правительственные инициативы направлены на объединение существующих рассредоточенных и нескоординированных институциональных инициатив в различных технологических областях, таких как ИИ, автономные системы и робототехника, с тем чтобы удовлетворить амбиции Великобритании стать мировым лидером в этих областях. Хотя исследования ИИ в стране имеют глобальное влияние и, хотя в Лондоне самая высокая концентрация стартапов в области ИИ в Европе, а также сильная способность привлекать международные инвестиции в стартапы, коммерциализация исследований традиционно является слабым местом для Великобритании.
На Великобританию приходится почти пятая часть исследователей ИИ в ЕС, она уступает только Нидерландам с точки зрения качества подготовленных исследовательских работ по ИИ. Кроме того, она традиционно является лидером ЕС в сотрудничестве с третьими странами. В стране находятся почти 40% европейских фирм в области ИИ, получивших финансирование на сумму не менее 1 млн долларов. Тем не менее, хотя «Сделка в секторе ИИ» хорошо продумана и пользуется широкой поддержкой промышленности, научных кругов и правительства, неясно, сможет ли она предотвратить или смягчить потенциально разрушительные последствия Брексита для ИИ страны.
Стратегия Германии в области ИИ значительно короче, чем ее французский аналог, определяет двенадцать задач в различных областях развития ИИ, которые необходимо решить к 2025 г. К ним относятся: превращение Германии и Европы в лидеры в исследованиях ИИ, создание инновационных конкурсов и европейских инновационных кластеров, улучшение использования ИИ — передача соответствующих технологий экономике и среднему классу, создание стимулов для инвесторов и основателей стартапов в области ИИ, продвижение цифровых навыков и образования, связанного с ИИ, а также усиление привлечения и удержания талантов. С 2019 по 2025 гг. страна намерена ежегодно тратить 500 млн евро на достижение этих целей.
Стратегия предусматривает: использование ИИ в целях обеспечения гражданам более качественных и эффективных услуг; предоставление данных и облегчение их использования; установление стандартов и норм использования ИИ на национальном, европейском и международном уровнях; обеспечение национального и международного сотрудничества в области разработок, связанных с ИИ; установление широкого общественного диалога и поощрение политического участия для использования ИИ способами, которые общественность считает этически, юридически и институционально правильными. Кроме того, в октябре 2019 г. Комиссия по этике данных выпустила рекомендации по разработке и использованию ИИ, которые стали образцом для Белой книги ЕС.
Германская стратегия имеет широкую сферу применения и выделяет больше средств на ИИ, чем другие европейские стратегии. Немецкий исследовательский центр ИИ считается крупнейшим в мире некоммерческим научно-исследовательским институтом, занимающимся разработкой программного обеспечения на основе ИИ.
В шведском «Национальном подходе к ИИ», опубликованном в мае 2018 г., также ставится задача быть в авангарде разработки и использования ИИ. Цели стратегии включают: разработку стандартов и принципов безопасного, устойчивого и этичного ИИ; улучшение цифровой инфраструктуры для использования существующих возможностей; расширение доступа к данным; активную роль в усилиях ЕС по развитию ИИ. В стратегии подчеркивается дефицит в стране квалифицированных специалистов по ИИ и необходимость расширения базовых и прикладных исследований ИИ в рамках правовой базы, обеспечивающей устойчивое (определяемое как этичное, надежное, безопасное и прозрачное) развитие ИИ.
С мая 2018 г. правительство инвестировало около 3,7 млн евро в несколько университетов, чтобы обеспечить обучение специалистов в области ИИ. Оно также запустило AI Data Factory и Arena в научном парке Lindholmen в Гетеборге, чтобы обеспечить сотрудничество и укрепить роль шведских компаний. Позднее научный парк превратился в национальный центр ИИ под названием AI Innovation of Sweden, объединяющий около 50 различных партнеров. Шведское инновационное агентство Vinnova также запустило несколько проектов, связанных с ИИ, таких как системы электронного здравоохранения для домашнего ухода, использование ИИ при обследовании на рак груди и оборудование с ИИ в горнодобывающей промышленности.
Помимо государственного финансирования ИИ, Швеция также извлекает выгоду из значительных инвестиций частного сектора с доступом к венчурному капиталу. В частности, Валленбергская программа по ИИ, автономным системам и программному обеспечению (WASP) планирует к 2029 г. направить 520 млн евро на исследования ИИ в Швеции. WASP включает около 40 шведских компаний и академических институтов и специализируется на машинном обучении, глубоком обучении и объяснимом ИИ. Еще одним важным коммерческим проектом является Zenuity, совместное предприятие под руководством Volvo Cars, которое выделит 95 млн шведских крон на исследования в области беспилотных автомобилей.
Финляндия выпустила стратегию искусственного интеллекта «Финляндия: век ИИ» в декабре 2017 г. В ней используется более восходящий подход к ИИ, чем в большинстве других европейских стран. Для оказания помощи в разработке стратегии развития ИИ и предоставления рекомендаций правительству Министерство экономики и занятости создало национальную руководящую группу во главе с бывшим президентом Nokia Пеккой Ала-Пиетила.
В то время как стратегии других стран сосредоточены в первую очередь либо на талантах, либо на повышении квалификации специалистов в области ИИ, Финляндия выделяется тем, что подчеркивает необходимость «обучать, удерживать и привлекать таланты ИИ за счет более высоких инвестиций и распространения финского опыта в области ИИ». Финский подход к поддержанию глобальной конкурентоспособности в области ИИ заключается в обучении населения и информировании его о потенциальных последствиях для общества. Правительство признает, что Финляндия не имеет ресурсного преимущества, которое есть у более крупных стран, поэтому цель — стать лидером в «практическом применении ИИ». Хорошим примером такого подхода к обучению граждан является бесплатный и первый в своем роде онлайн-курс «Элементы ИИ», разработанный для повышения грамотности в области ИИ и доступный для всех в учебных целях.
Эстония, пионер в области электронного управления и одна из самых развитых в цифровом отношении стран в мире, имеет прочную технологическую базу. Страна также имеет впечатляющую историю создания стартапов-единорогов или частных компаний стоимостью более 1 млрд долларов каждая, включая Skype, Playtech, TransferWise и Bolt. В настоящее время правительство пытается построить свое технически подкованное общество с помощью ИИ. В отчете Kratt за 2019 г. эстонские эксперты оценили способы расширения взаимодействия частного и государственного секторов с ИИ. Правительство планирует инвестировать не менее 10 млн евро в реализацию стратегии и нацелено на разработку долгосрочного плана в ближайшем будущем. Эстония уделяет большое внимание адаптации государственного сектора, увеличению инвестиций, НИОКР и продвижению этичного и заслуживающего доверия ИИ.
Стратегия делает больший упор на ИИ в государственном секторе, где Эстония стремится иметь конкурентное преимущество, поскольку считает, что этому аспекту ИИ уделяется меньше всего внимания со стороны остального мира. Целью правительства по применению решений ИИ в государственном секторе является «повышение ориентированности услуг на пользователя, улучшение процесса анализа данных и повышение эффективности работы страны». По данным правительства, с октября 2019 г. в государственном секторе развернуто не менее 23 решений с использованием ИИ с целью создания не менее 50 вариантов использования ИИ к концу 2020 г. Одно из этих решений включает в себя использование прогнозной аналитики, чтобы помочь решить, куда направить полицейских для управления движением. Самый амбициозный из запланированных проектов — создание «AI Judge», который поможет разрешать в суде дела о мелких претензиях.
Чехия опубликовала свою национальную стратегию в области ИИ в мае 2019 г. Во многом в соответствии с «Скоординированным планом по ИИ» Европейской комиссии национальный подход Чехии ищет возможности для более глубокого взаимодействия с инициативами на уровне ЕС и стремится сделать страну инновационным лидером в этой области. Стратегия разбивает свои цели на три части: краткосрочную (до 2021 г.), среднесрочную (до 2027 г.) и долгосрочную (до 2035 г.).
Чехия стремится развивать ответственный и надежный ИИ в соответствии с руководящими принципами ЕС, инвестировать в исследования и разработки, а также поддерживать стартапы и определять возможности для экономического роста за счет увеличения занятости и повышения квалификации специалистов. Недавно Чешскому институту информатики, робототехники и кибернетики была предоставлена возможность создать Европейский центр передового опыта в области промышленной робототехники и ИИ с почти 50 млн евро в виде поддержки стартапов от Центра исследований и инноваций в области перспективного промышленного производства.
Другие европейские страны, которые недавно опубликовали стратегии ИИ, это: Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Литва, Люксембург, Мальта, Норвегия, Польша, Португалия и Испания. Кроме того, Австрия, Ирландия и Италия создали национальные целевые группы по ИИ. Португалия, Румыния и Испания включили ИИ в свои национальные цифровые стратегии. В большинстве этих инициатив, помимо прочего, делается упор на укрепление национальных исследований как основы ИИ; создание центров ИИ и улучшение обмена данными между общественностью, участниками отрасли и государственным сектором.
Сотрудничество в области исследований и разработок ИИ
Разработка политики ИИ в США, Китае и ЕС отражает более широкую глобальную тенденцию к созданию все более комплексных и стратегических подходов к ИИ. Стратегии развития ИИ создаются и в других странах. Эти стратегии различаются по направленности и уровням финансирования, но есть общие элементы. К ним относятся развитие индустрии ИИ с различными уровнями государственного финансирования, политические меры, направленные на снижение воздействия ИИ на будущее занятости населения; политика по расширению НИОКР и привлечению талантов в области ИИ; меры по расширению доступа к данным для ИИ, в том числе к данным, находящимся в ведении правительства. В отличие, например, от производства компьютеров или фармацевтики, ИИ — это открытая наука. Многие из главных алгоритмов в сфере ИИ находятся в открытом доступе в виде научных работ или протоколов конференций. Обсуждается необходимость международного сотрудничества, например, в области НИОКР и разработки международных стандартов ИИ.
Как передовой продукт цифровых технологий и интернета, ИИ вырос за пределами национальных границ. Многие исследования и разработки проводятся совместно, но из-за своего масштаба и сложности НИОКР в области ИИ особенно важны. Часто в нем участвуют многопрофильные команды, работающие из разных локаций. В значительной степени они работают с программным обеспечением с открытым исходным кодом, используют публикации со всего мира, общие данные и распределенные вычисления. Этот открытый и распределенный подход к инновациям в области ИИ позволил исследователям со всего мира — от Китая до Австралии и Индии — приобрести навыки разработки ИИ и внести свой вклад в глобальные инновации в области ИИ.
Успешная разработка и внедрение ИИ требует государственной политики, которая может поддерживать это сотрудничества. Включение международного сотрудничества в качестве элемента такой политики указывает на то, что правительства ряда стран ценят связь между развитием ИИ и трансграничным сотрудничеством.