— Владимир Владимирович, многие называют вас классиком отечественного кинематографа…

— Я лично себя классиком не считаю. Я даже без бороды хожу — а у всех классиков она была! (Смеется.) Я просто делал хорошую работу — во всяком случае, мне кажется, что я сделал ее хорошо.

— Есть ли у вас принцип, которому вы следуете всю жизнь?

— Да, есть, пожалуй, такой: говорить в кино только правду. Я, собственно, режиссером и стал именно поэтому. Меня все спрашивали: «Почему ты выбрал именно кино? Почему не театр? Мама у тебя — актриса театра, отец — театральный режиссер». Я вообще изначально хотел выбрать другую профессию, но не срослось. Когда я рос, в 70-е годы, то мне хотелось говорить правду не эзоповым языком. У меня такой принцип: когда мне что-то попадает в руки — я хочу найти ответ на вопрос: «А как это было на самом деле?» Мне хочется показать и рассказать все это людям.

— Вы что-то хотели бы в своей жизни исправить, если бы вам вдруг предоставили такую возможность?

— Исправить? Нет. Исправлять особо нечего. Хотя иногда возникают мысли, что что-то надо было сделать не так, а вот так. Пойти, например, не направо, а налево. Кстати, даже эти повороты простые имеют важное значение. Хотите — расскажу историю своей женитьбы?

— Конечно!

— Я со своей супругой живу  48 лет, через два года будет уже юбилей — 50 лет. А история нашего знакомства смешная. Я учился в институте, она тоже. И вот у нас была столовая. Войти в нее можно было справа, а можно слева. И я пошел справа — и там на входе сидела моя будущая жена. Так и познакомились, и сейчас уже столько лет вместе. Вот видите, как может измениться жизнь даже, если выбираешь путь вправо или влево. И если бы мне представился снова шанс выбирать — я бы опять пошел тем же путем, тем же коридором! (Смеется.) Хотя, конечно, всякое в нашей в жизни бывало: и ссорились, и мирились… Но испытание на прочность, как видите, прошли…

— Какой фильм, над которым вы работали, стал для вас самым знаковым?

— Я бы сказал, что все мои фильмы — для меня знаковые. Часто, когда про меня кто-то говорит, то сразу вспоминает: «Ах, какой фильм «Собачье сердце»!» Но я же еще много другого снял. Но именно этот фильм — как значок, и слова-синонимы: Владимир Бортко — «Собачье сердце». Для людей это именно так, а для меня другие мои фильмы имеют большее значение. Например, «Идиот» мне нравится гораздо больше, чем «Собачье сердце», а уж «Тарас Бульба» для меня вообще один из основных фильмов. Есть такие фильмы, которые прошли мимо — они просто давно были сделаны. Например, «Цирк сгорел, и клоуны разбежались». Его мало кто смотрел, но для меня это тоже знаковая работа.

— «Мастер и Маргарита», наверное — самое мистическое произведение. Происходило ли с вами что-то экстраординарное во время съемок фильма по этой классике?

— В мистику я слабо верю. И мистическое было только одно: вот как начался фильм, так он и закончился. Обычно во время съемок бывают различные неприятности, а здесь их, наоборот, не было. Но столькими легендами обросли наши съемки! Например, читал о том, что Олег Басилашвили потерял голос. Но там ничего особенного не было — он просто простудился в самолете, только и всего. Писали, что одна из актрис развелась во время съемок — но она сделала это еще до начала работы в этом фильме. Поэтому я хочу сказать: уважаемые зрители, вы, наверное, сталкивались с чем-то мистическим, а я — нет.

— Кстати, а правда, что изначально в «Мастере и Маргарите» планировали другой актерский состав?

— Да. Изначально этот фильм хотел снимать олигарх Владимир Гусинский — был у нас такой. Он сам меня пригласил работать. Уже были пробы, но его посадили в тюрьму, позже он уехал из страны. Потом съемки возобновились — с другими продюсерами и, конечно, и с другим актерским составом…

— Кстати, мало кто знает, что вы снимали первый сезон сериала «Улицы разбитых фонарей» и делали это под псевдонимом Ян Худокормов. Почему?

— Это были 90-е годы. Я пять лет почти ничего не снимал, и мы жили на 100 долларов в месяц. А потом вдруг появился этот проект. И чем он был хорош? До этого все сериалы того времени делали по каким-то мексиканским лекалам: героиня приезжает в какой-то город, потом рожает ребенка, потому его крадут, потом проходит 20 лет — а за окном при этом ничего не изменилось! А у нас каждую неделю тогда что-то менялось, поэтому такие сериалы проваливались. И тут появился сериал, где актеры снимались в своей одежде, и весь этот сериал стоит столько, сколько сейчас стоит выезд на съемку. И он стал популярным. Почему я его снимал под псевдонимом? Потому что я его до конца не довел: я его не озвучивал, не делал музыку — я только писал сценарий и снимал…

— Как вы думаете, пандемия как-то отразится на искусстве?

— Пандемия уже отразилась на искусстве: это привело к финансовому кризису не только у нас, а во всем мире. Все кинотеатры, театры были закрыты. Поэтому, конечно, многие пострадали. Что касается лично меня, то я коронавирусом переболел в легкой форме. У меня была температура всего два дня, и выше 37,5 она не поднималась. И на этом — все. Мне так повезло. Но у меня были друзья, которые теперь уже нет с нами… Так что отразилась пандемия и на личных отношениях, и на работе. Поэтому сейчас важно выйти из этого. Надеюсь, что к осени все стабилизируется у всех. Вакцина уже есть, и я горжусь нашими учеными. Тут главное — не складывать ручки и работать. Вообще, все, что происходит в жизни, отражается и в искусстве. Чем многим запомнились 90-е годы? «Братками»! А наше время теперь будет ассоциироваться с коронавирусом.

— В связи с коронавирусом многое в нашей жизни ушло в онлайн. И теперь все сериалы и фильмы можно спокойно смотреть дома…

— Сразу не соглашусь! Например, известный американский фильм «Аватар» я смотрел дома по телевизору — и это было бессмысленно! Его надо смотреть на большом экране — тогда в полной мере понимаешь, что хотел сказать режиссер, а он — большой художник. Это совершенно разные вещи. Конечно, какие-то фильмы и сериалы можно посмотреть и за компьютером, и по телевизору — но не все. И потом, нельзя все время сидеть в интернете. Человек животное стадное — извините за такое сравнение — и он должен все время общаться. Тогда он развивается нормально.

— Какое напутствие вы бы дали сейчас молодым деятелям искусства?

— Абсолютно уважайте своих учителей, они вам все говорят правильно! Но при этом верьте только себе, и больше никому! Делайте так, как вы считаете нужным. Потому что пожалеть о том, что сделали — гораздо лучше, чем о том, чего не сделали. И все будет хорошо!

ИсточникНДН
Владимир Бортко
Владимир Владимирович Бортко (р. 1946) — известный российский режиссер, сценарист и продюсер. Народный артист Российской Федерации (2000), Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994), Народный артист Украины (2003), лауреат Государственной премии РСФСР (1988), кавалер ордена Почёта (2006). Депутат Государственной Думы VI созыва от КПРФ, заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...