В недавней беседе с духовником нашего общественного движения «Переправа» отцом Лукой для меня открылась одна важная вещь, которой я хочу поделиться и с вами. Отец Лука сказал, что смыслом жизни человека является понимание себя, что он такое есть на самом деле: только плоть и кровь (т.е. только животный организм) или вечный Дух, который взошел от Господа, который Он вдохнул в лицо Адама, а через него и в нас при рождении: «И созда Бог человека, перст [взем] от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт. 2:7). Святой Василий Великий дал свое толкование этим библейским словам: «Из этих слов я понял, что человек одновременно ничто и нечто великое. Если посмотришь только на его природу, то он — ничто и ничего не достоин; а если обратишь внимание на честь, которой он удостоился, то человек — это нечто великое».

Дух, что есть в нас от Господа, спокойно переживет физическую смерть, сохранит все черты личности человека и после земной жизни войдет в вечность, — в новую полосу своего безконечного бытия.

Каждый человек должен для себя решить: что для него важнее всего в этой жизни, — прожить ее, посвятив только потребностям тела, или с Духом Божиим. Третьего не дано.

Наряду с пониманием своего истинного происхождения (не от обезьянки же мы появились!), соотношения души и тела, современного мироустройства (во многом, кстати, иллюзорного), окружающего нас духовного пространства, тоже населенного очень сильными существами, — ангелами и демонами, – мы формируем в нашем сознании объемную картину реального мира, в котором все живем и с которым взаимодействуем.

Раскрывая тему греха, мы, конечно, должны отталкиваться от истории сотен поколений наших предков и, в первую очередь, от истории грехопадения первых людей в Эдеме. В результате первородного греха изменилось все, — и земля, и сам человек, который стал смертным, тленным (т.е. подверженным болезням), страстным. Страсти, появившиеся на заре человечества вследствие первородного греха, стали во многом определять вектор нашей духовной жизни.

Понятие греха для большого числа наших современников – это нечто странное. Многие молодые люди даже не задумываются над существованием греха. Какие еще грехи? Причем тут грехи? Представители ряда восточных философий вообще отрицают само понятие «грех», считая человека безгрешным богом изначально. У богов разве могут быть грехи? Это высшее существо, которое не должно себя унижать таким понятием, как грех. Более пожилое поколение, которое выросло при советской власти, тоже зачастую не обременяет себя категориями греховности, правда, опасения у пожилых все-таки есть. Дело в том, что человек пожилого возраста вольно-невольно начинает задумываться над концом своей жизни. Его душа, даже если она не развита, не разбужена своим «хозяином», не воспитывалась им в категории греховности и безгрешности, все равно трепещет и беспокоится по поводу итогов, с которыми пришла к закату земной жизни. Вольно или невольно душа человека предвкушает неизбежное, неотвратимое разлучение с телом. И, независимо от того, работал человек над своей душой или нет, верит или не верит он в существование реальности, данной Богом, задумывался он о жизни вечной или нет, — душа интуитивно чувствует свое предназначение, свою готовность или неготовность к будущей жизни.

Если прямо назвать вещи своими именами, грех и страсть – это ключевые понятия земной человеческой жизни. Более того, их значение и степень влияния на жизненный итог, на судьбу человека только возрастают. Но если у нас с вами есть четкое понимание того, что такое грех и страсть – мы можем избежать очень многих промахов и ошибок. Так что же такое грех?

Чтобы лучше разобраться в понятии греха, обратимся сначала к этимологии этого слова. Как говорят нам лингвистические источники, слово «грех» в переводе с греческого («ἁμαρτία») буквально означает: промах или непопадание в цель. «Грех есть такое проявление человеческих возможностей, которое не соответствует цели человеческого существования, противоречит предназначению человека, как созданного по образу и подобию Божьему». В старорусском языке грех называли словом «огрех», которое также означало промах или ошибку.

Если промах – то, мимо чего мы промахиваемся? Если ошибка – то, где мы ее совершаем? Давайте разбираться. Для того, чтобы определить, что совершена ошибка, надо знать «эталон» правильного поступка или поведения, чтобы было с чем сравнивать. Нужен истинный «луч света в конце туннеля», ориентир. Таким лучом света для человечества стал Иисус Христос и его безгрешная жизнь на земле. Он был единственным человеком на земле, прожившим без греха. Все остальные люди на земле, включая и нас с вами, пред Господом – грешники. «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит» (2 Пар. 6:36; 3 Цар. 8:46; Екк. 7:20). То есть, нет на земле такого человека, который бы не согрешил.

Даже самые великие святые отцы и праведники покидали эту земную жизнь с опаской, — будут ли они помилованы Господом за содеянные ими грехи. Например, Сысой Великий, праведник и святой отец, живший в IV веке, в момент своей кончины просветился (его лицо светилось ярче солнца). Тем не менее, в этот момент он продолжал просить ангелов дать ему время на покаяние. Ученики святого, видя его просветление, удивились просьбе своего учителя, — ведь уже явно была видна святость Сысоя. На что святой ответил: «Се суд человеческий». То есть, по мнению людей он явно достиг святости, а вот как рассудит Господь наш Иисус Христос – вопрос. «Ин суд человеческий, и ин суд Божий», — глаголет Господь через Пророка: «Как далеко восток от запада (Пс. 102:12), так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 9). Аналогично рассуждали буквально все святые, которые вели праведную жизнь, совершили огромное количество духовных подвигов и благих дел. Все они боялись умереть без покаяния даже за самые мелкие дела и мысли, неугодные Богу: «Не оправдится пред Тобою всяк живый» (Пс. 142:2).

Итак, грех – это отклонение от дороги, указанной Господом заповедями Своими и всей Своей праведной жизнью. Заповеди являются критериями определения греха: где мы отступаем от них, там и грешим. И наоборот: где мы соблюдаем заповеди, там мы безгрешны. Но заповеди – это не просто повеление капризного и чересчур требовательного Бога. Если мы посмотрим повнимательнее и задумаемся над их смыслом, то увидим, что в них заключены духовные законы нормального человеческого бытия и общежития: возлюби Бога, возлюби ближнего, почитай родителей, не кради, не прелюбодействуй, не убивай и так далее. Ничего сверхъестественного Господь от нас не требует!

Законы, духовные и физические, по которым создана и живет наша Вселенная, одинаково неоспоримы, неотвратимы и важны для оптимального в ней проживания. Прыгая с пятого этажа, любой ребенок знает, что будет падать вниз и разобьется, — закон всемирного тяготения «не объедешь». Так и с духовными законами: если человек крадет, желает зла ближнему, лжет, не почитает своих родителей и ближних, — какие «почести» он получит от Бога и людей? В народе о таких метко говорят: «Тюрьма по тебе плачет».

Однако, в реальной жизни все обстоит совсем не так. Дело в том, что материальные законы, в абсолютном большинстве своем, доказательны, их причинно-следственные связи очевидны и видны сразу: упал — разбился, сунул палец в розетку – получил электрический разряд. С духовными законами дело обстоит иначе: у них другая «доказательная база», отсроченное время получения «результата», они не всегда наглядно видны и очевидны людям, но только Богу. Когда человек совершает грех поступком или мыслью, т.е. отходит от жизненного эталона, заданного нам Богом через пример земной жизни и смерти Сына Своего Возлюбленного Иисуса Христа, тем самым такой человек нарушает духовные законы, которые, как и физические законы, одинаковы для всех людей. Понимание этого момента очень помогает «коррелировать» свое поведение и линию жизни. Духовные законы существуют абсолютно, т.е. никогда не «привязаны» к конкретным личностям, действуют безстрастно, неоспоримо и неотвратимо, едины для всех. Точно так же, как и физические законы. И если с последними все понятно, — никому в голову не придет мысль «привязать» закон тяготения к отдельным объектам и людям («для моего соседа закон тяготения действует, а вдруг для меня нет?»), — то духовные законы мы сплошь и рядом пытаемся трактовать избирательно («сосед должен жить по совести, а я могу иногда дать себе послабление»). Нет. Духовные и физические законы, хотя и действуют в разных «плоскостях» человеческого бытия, но одинаково неотвратимы и последовательны. Поэтому если я, например, даже мысленно буду осуждать кого-то, то, хотя внешне буду выглядеть пристойно и добропорядочно, но перед лицом Господа я грешник, который получит «сполна», если не покается и не исправится. Осуждая других людей (пусть даже только «про себя»), мы автоматически ставим себя выше их, тем самым, нарушаем духовные законы. Последствие не заставит себя ждать. И очень часто духовный «бумеранг», который мы запускаем, нарушая духовные законы, возвращается к нам, очень серьезно влияя на нашу жизнь, здоровье и душевное состояние. Поэтому мне очень нравится такое определение греха, которое я услышал от известного нашего богослова и преподавателя Московской Духовной Академии Алексея Ильича Осипова: «Грех – это не просто нарушение законов духовного бытия, но, в первую очередь, это нанесение раны самому себе». Только, конечно, рана изначально наносится не телу, а душе. Тело потом тоже начинает страдать и «отрабатывать» духовные ошибки: собрался «погулять» и получить порцию приключений на свою голову, — изволь получить сполна. Но сначала все-таки бывает греховная мысль (помысел, как говорят духовные люди), внутреннее раздражение, негодование, упрямство, озлобление, жестокосердие. И пошел человек на очередное «лютое дело», которое, несомненно, нанесет вред и ему самому, и его близким. От этих «предприятий» мы в утренних молитвах просим Пречистую Богородицу освободить нас и спасти наши души.

Что же происходит, когда мы плохо думаем о других людях? Наша «добрая» мысль, как огненная стрела, полетела к человеку, о котором мы подумали худое. Он, в отличие от нас, может никогда не почувствовать и не узнать об этом. А вот нашу собственную душу эта мысль уже ранила, уже нанесла ей вред. И поэтому грех осуждения уже аукнулся нам самим.

Наша душа за свой короткий земной путь совершает огромное количество разных грехов. Каждый из нас, живущих на земле, вынужден это признать, исходя из количества собственных ошибок и неблаговидных поступков, которые мы уже совершили и продолжаем совершать каждый день. По слову преподобного Иоанна Дамаскина, грехов у людей – «аки песка морского». И, как острие ножа, все совершаемые грехи ранят наши души. Только искренняя исповедь в Храме, покаяние, осознание своего греха и призывание помощи Божией способны излечить раненую душу. Иначе такие греховные раны и царапины остаются в душе навсегда, причиняют страдания и делают ее, в конце концов, безчувственной, мертвой.

ИсточникПереправа
Александр Нотин
Нотин Александр Иванович – русский общественный деятель, историк, дипломат. Руководитель культурно-просветительского сообщества «Переправа». Руководитель инвестиционной группой "Монолит", помощник губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
comments powered by HyperComments