Песня Виталия Аверьянова «Вакцина от смерти» была написана ещё в 2018 году. Сегодня, когда кипят споры об «антиковидной» вакцинации, она представляется довольно актуальной. И вот, мы можем насладиться премьерой клипа «Вакцина от смерти».
«Вечное» утверждение во зле
Данная «фантасмагорическая» песня наводит на размышления. Не буду сейчас давать оценки как самой вакцинации, так и способу её проведения. Это отдельный разговор, который требует особой подготовки и особой интеллектуальной осторожности. Хочу лишь предостеречь от излишнего (или даже абсолютного) упования на земные, сугубо человеческие усилия. Тем более, что в некоторых случаях за ними могут стоять силы потусторонние и, мягко говоря, весьма тревожные.
Итак, обратимся к содержанию клипа: «По всей Мультивселенной ходят слухи Про революционный сдвиг в науке, Мол, формула старения добыта, И карта злого демиурга бита. Уж скоро черти смерть отменят к черту. Оставив с носом ангелов когорту».
Сие может вызвать некое недоумение. Дескать, как же так – ведь инфернальные силы выступают врагами рода человеческого? Могут ли они радоваться победе над человеческой смертью, изобретению вакцины от «курносой»?
Между тем, «отмена смерти», без воли Бога, могла бы стать оправданием инферно. С точки зрения христианской Традиции, смерть была результатом грехопадения человека. И если смерть исчезает, то получается, что и не было никакого грехопадения. Понятно, что такой вывод обрадовал бы рогатых обитателей инферно. Конечно, если отрицать их существование, то тут не о чем и говорить. А вот если его допускать, то картина получается примерно такая: «Теперь по аду облегченье разлилось: «Амнистия, амнистия, ребята! Три кубика – и вы не виноваты».
Дело, конечно, не только в оправдании грехопадения, но и в утверждении того состояния, которое после него возникло. Ещё в ΙΙΙ в. Святитель Феофил Антиохийский писал язычнику Автолику, что посредством физической смерти Бог оказал человеку «великое благодеяние». Именно таким образом ограничивается время пребывания человека во грехе. И смерть делает так, чтобы человек «не был вечно связан грехом».
И вот, в клипе «рогатый теософ» Люцифер обещает: «Увековечим гордость мы и похоть, / И адскую тоску! – тут страшный хохот / Как гром Мультивселенную сотряс».
Но, в принципе, даже до самого инферно (в клипе) начинает доходить вся онтологическая ущербность подобного бессмертия: «Но поперхнулись даже сами черти От перспективы тухлого бессмертья»
Жизнь как Смерть?
Для современного человека это может показаться чем-то диким, но Традиция вовсе не считает земную человеческую жизнь некоей абсолютной ценностью (хотя вовсе и не собирается её обесценивать). И тут стоит немного поговорить о том, а что, собственно такое есть жизнь? Данный вопрос способен погрузить человека в философские глубины, причем часто данная глубина становится совсем уж невыносимой. Но с точки зрения антропологии Традиции всё и сложно, и легко – одновременно.
Человек состоит из духа, души и тела. Первые два начала, несомненно, стоит отделять друг от друга. Дух – это начало сверхинтеллектуальное, райско-ангелическое. Условно говоря, это Рай внутри самого человека.
Душа же есть начало психоэмоциональное. Его можно назвать также яростно-желательным. Человек может подчинять душу — духу, но может и поступать наоборот. Душа Мира – есть сила, которая оживотворяет плотный мир, даёт ему мощные «эмоциональные» импульсы. И внутри каждого человека есть её «частица» – личная душа (не дух), «яростно-желательное» начало. То есть, она выступает как Жизнь.
Но эта сила двояка, её мощнейшая «эмоциональная» стихийность может угрожать людям, «растворять» их дух, хаотизировать сознание, замутнять разум. Душа может нести благо, оживотворяя тело, но она же, со своей хаотической силой, может нести и разрушение.
Таким образом, Жизнь выступает и как Смерть. Тут, кстати, можно вспомнить сказочную Бабу-Ягу, которая является дарительницей (дарит герою волшебный клубок или волшебного коня), а может и выступать в качестве смертоносного существа.
В литературной форме образ жизни/смерти великолепно подан в повести Михаила Успенского «Кого за смертью посылать». Сюжет её таков – Смерть ушла от людей, после чего они потеряли и вкус к Жизни. Наконец, главный герой Жихарь находит пропажу:
«– Ну что, герои? – раздался веселый звонкий голос. – Ходить можете?
На краю ямы стояла девчонка в пестром сарафане.
Жихарь протер глаза от каменной пыли.
Девчонка была хорошенькая, тоненькая, белозубая. Цветы на сарафане все время менялись: только что были ромашки, а теперь уже анютины глазки, а теперь цвет шиповника…
– Здорово, – сказал Жихарь. – Ты, что ли, Смерть будешь?
– Нет, – засмеялась девчонка. – Смерть вот какая…
И сразу же превратилась в высокую старуху с белым лицом в сером балахоне.
Все зубы у старухи были наружу.
– Вот я какая, – сказала Смерть хрипло. – Признали?
Жихарь погрустнел.
– Не убереглись мы, значит, – сказал он. – Ну, веди – вот тебе рука.
Он ухватился за протянутую голую кость, и под его пальцами кость снова обросла молодой крепкой плотью.
– Признали? – снова спросила девчонка.
– Так ты, значит…
– Да! – крикнула девчонка и закружилась вокруг него. – И она – это я, и сама я – это я! Как же ты до сих пор не понял?»
При этом, надо отличать витальную Жизнь от Жизни Вечной, которая есть состояние обожения, соединения с нетварными энергиями Абсолюта, приобщения к Божественной Вечности. На авторитетном православном портале «Азбука веры» (https://azbyka.ru) даётся следующее определении Жизни Вечной:
«Жизнь праведников, которая откроется после всеобщего воскресения и важнейшей особенностью которой будет блаженство о Господе, блаженный покой (в данном значении понятие «жизнь» уже, чем понятие «существование», которое можно относить как к праведникам, так и к духовно мертвым грешникам, ибо подразумевает полноту полноценного человеческого бытия); 2) (иногда, в некотором понимании) жизнь как непрестанное, бессмертное существование, которое откроется для всех без исключения людей после всеобщего воскресения мертвых.
В вечной жизни человек соединяется с Богом, обретает достижимую для него полноту Богопознания и Богообщения. Вечная жизнь есть вид тварной вечности, в которой человек приобщается вечности Божественной. В вечной жизни Бог делится Своими нетварными совершенствами, дарует человеку участие в Своем бытии».
«Своею собственной рукой»
Как очевидно, в Традиции абсолютной ценностью является именно жизнь в соединении с Абсолютом. А вот жизнь душевная, оживотворяющая, но и разрушающая, может стать искушением. Попытка достичь бессмертия собственными усилиями, без воли на то Абсолюта, приведёт к роковому повреждению. Как обещает в клипе «рогатый теософ»: «Бессмертье – кислота, что все разъест. Народы, церкви – вы у нас вот здесь!»
Таковое «бессмертие мертвецов», скорее всего, попытаются достичь в т. н. «виртуальной реальности». Человека сделают частью электронно-цифровой «машины», стараясь дополнить «немощь» организма мощью новейшего механизма. Но только человек сам превратится в часть этого механизма.
Как обещает Люцифер в клипе: «Заложат свои души добровольно Они с благоговеньем малохольным. …Мы без стерилизаций, эвтаназий Покончим с размноженьем этой мрази».
Таким образом, человечество может стать перед искушением жизнью. И это искушение будет тем большим, чем больше человек будет абсолютизировать рукотворную «Вакцину» (здесь она понимается в самом широком смысле). Конечно, никакого бессмертия без воли Бога человек не достигнет.
Но попытки добиться отмены смерти «своею собственной рукой» могут быть сделаны колоссальные, что, на самом деле, только укрепит поражённость, а, следовательно, и смертность самого человека. Жизнь обернётся Смертью. И воцарится совершено фиктивное «бессмертье мертвецов».
В заключение необходимо указать на одну очень тревожную связь темы бессмертия и темы инферно. Речь идёт о пресловутом вампиризме. Современное сознание воспринимает вампиров (упырей, вурдалаков) в качестве персонажей фильмов и книг.
Кстати, в настоящий момент весьма и весьма популярны зомби, которые являются неким «дебилизированным» вариантом вампиров (они потребляют плоть и кровь). Причем, в некоторых фильмах зомби показываются уже осмысленными и даже симпатичными существами. Вот яркие примеры — «Новая эра Z» и «Я – зомби».
Вампиризм основан на потребление крови, которое обеспечивает вампиру некое бессмертие, неживую, мёртвую жизнь» (указанное выше «бессмертье мертвецов). И согласно некоторым традициям в крови содержатся некие тонкие, душевные уровни. Это утверждается и в библейской традиции: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его (…) не ешьте крови ни из какого тела, потому, что душа всякого тела есть кровь его» (Лев. 17, 14).
Безусловно, вампиры не есть киношные чудища (хотя какие-то физические изменения у них, возможно, и существуют). Но ими вполне могут быть адепты неких магических учений, ориентированные на достижение физического бессмертия собственными силами и при помощи неких ритуалов крови. Тут можно вспомнить хотя бы общество «Цепь Мириам» Джулиано Креммерца.
Здесь как раз зацикленность именно на душе (не духе), о которой сказано выше. И, опять-таки, налицо искушение жизнью, которая оборачивается смертью. И особенно уместно, в контексте разбираемого клипа, привести следующие строки из «Откровения Мефодия Патарского»: «В последние дни перед концом мира Гог и Магог выйдут на землю Израильскую. Люди есть начнут плоть человеческую и кровь пить, как воду. И эти люди растлят землю и осквернят ее».