Всемирное олимпийское движение всегда основывалось на принципах равного и непредвзятого отношения к спортсменам – представителям всех государств мира. Олимпийские игры и в Древней Греции, и в XX веке, и сейчас были призваны останавливать войны и политические распри, объединять представителей всех стран, представленных в Международном олимпийском комитете. Одним из основополагающих олимпийских принципов было миротворчество – возможность сильнейшим атлетам национальных команд встретиться под флагами своих стран для мирного спортивного соревнования. Все это, похоже, уходит в прошлое. Нынешняя Олимпиада теряет внимание зрителей во всем мире из-за политизированности, участия в женских состязаниях бывших мужчин и навязчивой либеральной повестки, из-за чего к привычному олимпийскому лозунгу «быстрее, выше, сильнее» зачем-то добавили «вместе». Тогда как личные и командные соревнования – это про бескомпромиссную спортивную борьбу национальных сборных, но точно не про «вместе».
Конечно, у нас в стране нынешняя Олимпиада известна больше тем, что российской сборной было запрещено использовать любую национальную символику. Подобные попытки отстранения стран от участия были всегда – и всегда заканчивались глубоким кризисом для самого олимпийского движения. За ними следовали бойкоты, политические протесты и попытки организации альтернативных игр. Так, в 1920 году Германия, Австрия, Венгрия, Турция и Болгария были отстранены из-за их милитаризма (однако уже в 1936 году ничего не помешало МОК одобрить проведение игр в гитлеровской Германии). В 1948 Олимпиада также была закрыта для Германии и Японии. В 1964 МОК из-за расовой дискриминации отстраняет ЮАР. В 2000 году Афганистану отказали в участии из-за дискриминации в стране женщин, а на Олимпийский играх 2014 года команда Индии была отстранена, якобы за вмешательства государства в дела национального Олимпийского комитета. Также неполный состав национальных сборных часто был на играх по причине бойкота самих стран.
Под олимпийским флагом и гимном вместо национальных за более чем вековую историю Игр выступали представители стран, руководство которых официально бойкотировало соревнования. Тогда спортсмены приезжали в индивидуальном порядке – и выступали под нейтральным олимпийским флагом. Так было, например, на Играх 1980 года в Москве, когда из-за ввода войск в Афганистан Олимпиаду бойкотировало 65 стран, и спортсмены просто приехали в частном порядке. Россия вообще была едва ли не главной страной, которой стабильно доставалось от МОК. Более полувека, до 1952 года, сборную Советского Союза вообще игнорировали и не приглашали на Олимпийские игры – Россия была представлена на них весьма посредственной в спортивном плане сборной русских эмигрантов. На Олимпийских играх 1992 года в Барселоне участники из стран бывшего к тому моменту Советского Союза выступали под олимпийским флагом. В 2018 году российские спортсмены были также вынуждены выступать под нейтральным флагом без национальной символики из-за обвинений в систематическом употреблении допинга. Вот и сейчас российские атлеты формально из-за применения допинга выступают под олимпийским флагом и гимном, а российские болельщики ищут альтернативные способы поддержки своих спортсменов.
Нарушения антидопингового законодательства вообще никогда до недавнего времени не были поводом для отстранения от участия в Олимпийских играх. Ведь логика, здравый смысл и сами принципы олимпийского движения подсказывают совсем другое наказание для уличенных спортсменов: индивидуальная вина – индивидуальное наказание, и никакой групповой ответственности для абсолютно «чистых» спортсменов. В самом крайнем случае всегда уменьшалась квота участия по отдельным видам. Принцип коллективной ответственности за сомнительные выводы WADA (Всемирного антидопингового агентства), лишение России флага и национального гимна – случай беспрецедентный.
Комизм и трагедия ситуации заключается еще и в том, что от выступления под собственным флагом отстранили Россию – страну, которую так называемое «мировое сообщество» должно было бы первой привлекать к соперничеству в спорте, а не к гонке вооружений. Однако в итоге Запад сам провоцирует эту гонку, санкции и обострения отношений во всех сферах, включая спорт. Естественно, что российское общество восприняло лишение своих спортсменов государственной символики как национальное оскорбление и продолжение санкционного давления. В 2018 году по таким же формальным основаниям у России отобрали на зимних играх флаг, а спортсменов официально обязали называть Olympic Athletes from Russia – олимпийские атлеты из России. Естественно, никто в среде спортивной бюрократии не обращает внимания на хронических больных в американской сборной, которым прописаны сильнодействующие стимуляторы, и на бывших мужчин в женских категориях от европейских стран. Ни у ВАДА, ни у МОК к этому претензий нет.
В ответ российское общество, знаменитости, а вслед за ними спортивные и правительственные чиновники запустили в социальных сетях оправданно нетолерантный хэштег #wewillROCyou (по разрешенному названию российской сборной – Russian Olympic Committee, ROC), адресованный не то МОКу, не то мировому сообществу, не то спортсменам соперничающих сборных. Английский глагол rock, созвучный аббревиатуре ROС, буквально означает «качать», а вся фраза целиком – что-то вроде «мы вас раскачаем» или «мы вас толкнем».
В сухом остатке МОК на пустом месте создал политическую напряженность в отношениях с одной из сильнейших спортивных держав, посеял у россиян недоверие к международным институтам, еще сильнее сплотил общество и власть.
Неудивительно после этого, что и в России, и в мире стабильно падает интерес к таким политизированным играм. Нашему чемпиону Евгению Рылову отказали выйти на награждение в оригинальной защитной маске. При этом другим спортсменам не только на церемониях, но и во время соревнований разрешают серьезно отступать от дресс-кода. Той же сборной Германии по художественной гимнастике, которая в качестве манифеста «против сексуализации спорта» отказалась выступать в купальниках и надела комбинезоны, МОК ничего не сказал. Тем временем на европейском чемпионате по волейболу норвежек за такую же акцию оштрафовали. МОК вообще по многим проблемным вопросам все чаще отходит от правил и принципов в угоду актуальной политической повестке.
В первые дни проведения Олимпиады главу МОК Томаса Баха спросили про экстравагантные массовые политические акции с преклонением колена в ходе церемонии открытия и самих соревнований. Он ответил буквально следующее: «Это разрешено, это не нарушение правила № 50. Так сказано в рекомендации МОК». А вот что действительно написано в правиле 50: протесты и демонстрации во время Олимпийских игр запрещены на всех олимпийских объектах, включая игровое поле, Олимпийскую деревню, церемонии награждения, открытия, закрытия и другие. Протестом считается демонстрация любых политических сообщений, включая знаки или нарукавные повязки, жесты политического характера, такие как жест рукой или коленопреклонение, отказ следовать протоколу церемонии и т.д.
В Токио также побит рекорд по количеству спортсменов, открыто заявивших о своей нетрадиционной ориентации: 142 человека из 25 стран мира. Причем подробности их интимной жизни поднимаются МОК и японскими организаторами на флаг – ведется статистика и отчет по этому странному количественному достижению токийской Олимпиады.
Раньше Олимпийский комитет был более строг и последователен. Например, в 1968 году в Мехико двух чернокожих атлетов, которые на церемонии награждения в знак борьбы с расизмом подняли в воздух кулаки, выгнали из олимпийской деревни. На этих Играх достижения явно не так важны, как политические убеждения и демонстрация нарочитой толерантности.
Что же касается применения ограничений и санкций к нашим спортсменом, то ВАДА, МОК и другие международные организации забыли, что Россия всегда находила и обязательно найдет асимметричные способы ответа и никогда не останется в долгу за попытки оскорбления национальной гордости. Во всяком случае, основатель олимпийского движения Пьер де Кубертен, будь он сегодня жив, был бы в полном недоумении от действий своих незадачливых преемников в МОК.